Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Ко второй половине XVIII в. относится расцвет блестящего дарования Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Он родился и вырос на Украине. Левицкий с ранних лет имел возможность серьезно подготовиться к занятиям искусством; учителями его были отец, Григорий Нос-Левицкий, выдающийся мастер украинской гравюры, и А. П. Антропов.

Наиболее ранним из известных произведений Левицкого является написанный в 1769 г. портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, строителя здания Академии художеств и ее директора в то время. Уже по этой работе можно судить о своеобразном творчестве художника: в парадном по замыслу портрете точно переданы характерные черты лица и фигуры Кокоринова. Прекрасно написаны ткани, мех, предметы обстановки, изображение которых усиливает выразительность портрета. Подчинение парадных аксессуаров существу образа уяке вполне сказалось в этом произведении и еще сильнее выражено Левицким в его последующих работах.

Созданные в 1773—1776 гг. портреты смолянок — воспитанниц Смольного института благородных девиц — не имеют себе равных в русском искусстве XVIII в. Для каждого из семи портретов Левицкий нашел особую композицию, особый сюжет, особое выражение. Явно симпатизируя юным девушкам, изобразил он Г. П. Алымову - выдающуюся арфистку, Е. И. Молчанову с книгой в руках возле физического прибора, трогательно довольную своим успехом в танце Н. С. Борщову, величавую А. П. Левшину, Е. Н. Хрущову и Е. Н. Хованскую, разыгрывающих театральную сцену, и других. Образы девушек тонко индивидуализированы — каждой присущи особые черты характера и поведения, но всех их объединяет поэзия юности. Человечность и жизненность содержания, изящество рисунка, красота живописи сделали эти работы одним из высших достижений в развитии портрета XVIII столетия.

Д.Г.Левицкий. Портрет Е.И.Молчановой
Д.Г.Левицкий. Портрет Е.И.Молчановой
Государственный Русский музей

Дарование Левицкого было многосторонним. Он писал парадные портреты и портреты, имевшие интимный характер. Левицкий внимательно изучал индивидуальные черты изображаемого им человека. Приемы экспозиции, колорит и освещение в его работах всегда зависят от содержания образа. Сравнивая портреты А. Д. Ланского, фаворита Екатерины П, княгини П. Н. Голицыной или статс-секретаря А. В. Храповицкого с портретами директора Певческой капеллы М. Ф. Полторацкого, членов семьи графа Воронцова или супругов Митрофановых, легко убедиться в неповторимости трактовки каждого образа и в различном отношении художника к каждому человеку.

Определенная щеголеватость исполнения первых портретов соответствует некоторой утонченности облика придворного человека, отмеченной в них Левицким. При этом художник не встал на путь лести: с чуть заметной иронией он показал невысокие внутренние качества этих людей. Иначе изображались люди, более близкие художнику и более ему симпатичные: их он писал с теплым чувством, с тонкой задушевностью и лиризмом. Таковы, например, портреты А. И. Воронцова, П. Ф. Воронцовой, Н. А. Львова — художественного критика,поэта и архитектора.

Д.Г.Левицкий. Портрет Екатерины II - законодательницы
Д.Г.Левицкий. Портрет Екатерины II - законодательницы
Государственный Русский музей

Особое место не только в творчестве Левицкого, но и среди больших портретных композиций XVIII в. занимает портрет «Екатерины II — законодательницы» (1783). В отличие от многочисленных парадных царских портретов XVIII в., в этом произведении воплощена идея просвещенного и «законосообразного» управления государством. Екатерина представлена как «первая гражданка своего отечества», жертвующая своим покоем «для общего покоя»,— все детали сложной композиции развивают эту тему. Такое изображение бесконечно далеко от реального образа Екатерины: в картине отражены утопические, но искренние представления дворянской интеллигенции об идеале «просвещенного монарха» (программа портрета принадлежит Н. А. Львову, другу Державина и Левицкого). Это содержание обусловило большой успех портрета: крупнейший русский поэт XVIII столетия Г. Р. Державин его описанием начал оду «Видение мурзы».

Творчество Левицкого явилось вершиной развития русской живописи XVIII в. Оно оказало сильное воздействие на многих живописцев последней четверти столетия.

А.Н.Савинов



Далее: Михаил Иванович Козловский

 →  Главная  → Русское искусство: живопись, графика, скульптура   → Дмитрий Григорьевич Левицкий  


Русское искусство Русская живопись начала XVIII векаКарло Бартоломео РастреллиРусская живопись в 1730-1750 годыИностранные художники в России в XVIII векеРусская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годовСоздание Академии ХудожествАнтон Павлович ЛосенкоИсторическая и жанровая живопись второй половины XVIII векаФедот Иванович ШубинДмитрий Григорьевич ЛевицкийМихаил Иванович КозловскийРусская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX вековРусская скульптура конца XVIII - первой половины XIX векаРусская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта