Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Современное искусство Европейское искусство Русское искусство Советское искусство  
  Иконы Архитектура Литература Арткласс  
 

Русская живопись в 1730-1750 годы

Русское искусство сохранило свой реалистический характер и в 1730-х гг., в тяжелый период «бироновщины». В эти годы формировалось творчество крупных русских художников, которые позже создали ряд выдающихся произведений.

Видное место в художественной жизни 1730 — 1740-х гг. занимал Иван Яковлевич Вишняков (1699 — 1761), «искусный в писании фигур», начальник живописной команды Канцелярии от строений, руководитель многих мастеров русского искусства. В написанном им портрете Сарры Элеоногры Фермор (ок. 1750) еще присутствуют элементы парсунного письма (условность позы, отсутствие объемности и др.), но искреннее чувство и поэтичность делают это произведение одним из наиболее пленительных детских портретов XVIII столетия.

И.Я. Вишняков. Портрет Сарры Элеоногры Фермор
И.Я. Вишняков. Портрет Сарры Элеоногры Фермор
Государственный Русский музей

Политический и культурный подъем, характерный для России середины столетия, создал благоприятные условия для дальнейшего развития изобразительного искусства, наряду с наукой, просвещением, литературой, театром.

Алексей Петрович Антропов

Значительным художником этого периода являлся Алексей Петрович Антропов (1716 — 1795) Он был сыном солдата, работавшего мастером на петербургском оружейном заводе. Художественное образование Антропов получил на практической работе в живописной команде. В портретах он тщательно передавал характерные черты облика человека, показывая правдиво, без прикрас и лести, вельмож и «князей церкви».

А.П. Антропов. Портрет статс-дамы М. А. Румянцевой
А.П. Антропов. Портрет статс-дамы М. А. Румянцевой
Государственный Русский музей

В портрете статс-дамы М. А. Румянцевой (1764) отражен ее живой ум, в изображении другой придворной («Портрет неизвестной с орденом Екатерины», 1763) заметны черты ее ограниченности. Властный епископ Сильвестр Кулябка предстает волевым, ожесточенным, болезненным.

А.П. Антропов. Портрет Петра III
А.П. Антропов. Портрет Петра III
Государственный Русский музей

Антропов не изменил суровой правде даже тогда, когда писал официальный парадный портрет Петра III (1762); в контрасте с пышностью драпировок, мантии, трона ярко выступают черты дегенеративности в облике императора. В бодром по настроению, звучном и радостном по цвету портрете атамана Ф. И. Краснощекова (1761) автор воплотил свое уважение к мужеству и простоте портретируемого. Особенности колорита, композиции, характеристика лица говорят о пристальном изучении Антроповым украинского народного искусства (в 1750-х гг. он расписывал Андреевскую церковь в Киеве).


Портреты, созданные Антроповым и близкими к нему мастерами — Григорием Сердюковым, Иваном Ивановичем Бельским, правдиво воплощают натуру.

О быстром росте русского реалистического искусства свидетельствует и портретное творчество Ивана Петровича Аргунова (1727 — 1802), одного из видных представителей многочисленных крепостных художников XVIII в.

Рассматривая его произведения в хронологической последовательности, можно проследить, как обогащается характеристика образа и совершенствуется мастерство живописца. В портрете скульптора, относящемся к более позднему периоду творчества, Аргунов раскрывает богатство духовной жизни человека — умного, даровитого, доброжелательного; подлинный демократизм был свойственен крепостному художнику, который в ряде работ воссоздал образы людей, близких ему по положению.

Изображение представителей народа, крепостного крестьянства и его жизни не могло занять большого места в искусстве в условиях крепостнической монархии XVIII в. Тем более ценны для нас те проявления демократических устремлений художников, которые определили характер некоторых произведений живописи той эпохи.

А. Вишняков. Крестьянская пирушка
А. Вишняков. Крестьянская пирушка
Государственный Русский музей

Одно из них — «Крестьянская пирушка» А. Вишнякова. Художник (даты его жизни неизвестны) с редкой непосредственностью и явной симпатией к своим персонажам передал непринужденное и шумное веселье группы крестьян. С большой для того времени смелостью он изобразил подгулявших гостей, наружная, ради жизненной правды, принятые в официальном искусстве правила.

Живопись середины XVIII в. не была ограничена жанром портрета. О раннем этапе развития русского пейзажа можно судить по серии перспективных видов Петербурга (работы неизвестных художников). Они дают отчетливое представление о внешнем облике города. Превосходными натюрмортами являются исполненные Алексеем Ивановичем Бельским наддверные панно с изображением плодов и цветов.

М.В.Ломоносов. Портрет Елизаветы Петровны
М.В.Ломоносов. Портрет Елизаветы Петровны
Государственный Русский музей

Рост отечественного искусства нашел яркое выражение в работе великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711 — 1765) по возрождению в России XVIII в. искусства мозаики, секреты которого были давно утеряны. «Историк, ритор, механик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник», — писал о нем A. С. Пушкин. Ломоносов разработал технологию изготовления смальт — цветных стекловидных масс, из кусков которых набирают мозаичные изображения, и приступил к изготовлению мозаичных картин. Среди сорока мозаик, созданных Ломоносовым вместе с его учениками, выделяются портрет Петра I (собственноручная работа Ломоносова) и большой, выполненный с исключительным мастерством, портрет Елизаветы Петровны, отличающийся тонкой живописностью и красотой колорита.

А.Н.Савинов



Далее: Иностранные художники в России в XVIII веке

 →  Главная  → Русское искусство: живопись, графика, скульптура   → Русская живопись в 1730-1750 годы  


Русское искусство Русская живопись начала XVIII векаКарло Бартоломео РастреллиРусская живопись в 1730-1750 годыИностранные художники в России в XVIII векеРусская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годовСоздание Академии ХудожествАнтон Павлович ЛосенкоИсторическая и жанровая живопись второй половины XVIII векаФедот Иванович ШубинДмитрий Григорьевич ЛевицкийМихаил Иванович КозловскийРусская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX вековРусская скульптура конца XVIII - первой половины XIX векаРусская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Галерея    События    Диалоги    Европа    Россия    СССР    Иконы    Архитектура    Литература    АртКласс  
 
  • Современная живопись
  • Пейзажи и зарисовки с натуры
  • Храм Ирины в Константинополе
  • Живопись Олега Иващенко
  • Коринфский ордер
  • Современная живопись
  • Архитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун
  • Современная живопись
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2016.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
Обратная связь
Карта сайта