Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Создание Академии Художеств

В середине и второй половине XVIII в. Россия — одно из наиболее могущественных государств Европы. Укреплению государства сопутствовал расцвет культуры, которая во второй половине столетия испытывала сильное влияние передовых идей просветительства, но и обострившейся борьбы между крепостным крестьянством и помещиками. Широкое развитие получает в это время издательская и журнальная деятельность Н. И. Новикова — одного из виднейших русских просветителей XVIII; к 1770 — 1780 гг. относится расцвет творчества Г. Р. Державина и Д. И. Фонвизина; в 1780-х гг. создает свои первые произведения И. А. Крылов; в 1790 г. выпускает в свет знаменитую книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев.

Русское изобразительное искусство было представлено в этот период многими выдающимися художниками. Их, как и всех передовых людей общества, не могли не волновать вопросы политического и социального устройства страны, проблемы нравственного достоинства человека.

Портретная живопись не давала возможности полностью ответить на эти вопросы. Только в сюжетных композициях можно было изобразить людей в их взаимоотношениях, дать оценку их действий. Основной сферой воплощения глубокого идейного содержания в искусстве XVIII в. стал исторический жанр (в живописи и в скульптуре). Именно произведениям этого жанра было уделено главное место в творческой и педагогической деятельности Академии художеств с момента ее основания.

Российская Академия Художеств была учреждена в ноябре 1757 г. Во многих отношениях она была ограничена зависимостью от правительственных кругов, считавших, что Академия должна служить императорскому двору. Однако не это определяло своеобразие и значение Академии художеств. Большой исторической заслугой Академии было то, что она дала серьезную подготовку многим русским живописцам, скульпторам, архитекторам, граверам.

Академия Художеств в Санкт-Петербурге
Академия Художеств в Санкт-Петербурге

Русский классицизм

Длительный процесс обучения и работа над сложными многофигурными композициями, статуями и скульптурными группами, над проектами величественных зданий должны были иметь в своей основе определенную систему, отражавшую представление общества о совершенном в искусстве. Во второй половине XVIII столетия такой системой явился классицизм.

Несмотря на ряд условностей — рассудочность, идеализацию, несмотря на призывы подражать искусству античной Греции и Рима, — русский классицизм второй половины XVIII в. был прогрессивным явлением. Его представители утверждали высокие общественные, патриотические идеалы, отстаивали значение человеческой личности. Художники работали не только над мифологическими темами, но и над героическими темами национальной истории. Они стремились к содержательности и идейной значимости искусства, к простоте и величавости образов, ясной композиции, совершенству форм.

Лучшие мастера русского классицизма изображали «историю своего отечества», давая обществу «просвещение, силу заражения в подражании славных дел, утеху любопытным и пользу миру» (А. П. Сумароков). Благородные цели ставил перед художниками и устав Академии: «Цель искусства состоит в том, чтобы сделать добродетель ощутительной, передать бессмертию славу великих людей, заслуживающих благодарность отечества, и воспламенить сердца и разум к исследованию».

В произведениях исторического жанра передовые русские художники выражали представления прогрессивной части общества о возвышенных поступках, утверждали ценность просвещенной человеческой личности и красоту патриотического подвига. Эти картины являлись удобным и едва ли не единственно возможным для живописи средством оценки современных явлений под видом исторических.

Первые произведения исторической живописи были созданы русскими художниками еще в начале ХVIII столетия; но её дальнейшее развитие задержалось в период реакции 1730-х гг. Лишь во второй половине столетия, в условиях общего национального подъема, русские живописцы создали ряд выдающихся исторических композиций.

А.Н.Савинов



Далее: Антон Павлович Лосенко

 →  Главная  → Русское искусство XVIII века: живопись, графика, скульптура   → Создание Академии Художеств  


Русское искусство XVII век Русская живопись начала XVIII векаКарло Бартоломео РастреллиРусская живопись в 1730-1750 годыИностранные художники в России в XVIII векеРусская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годовСоздание Академии ХудожествАнтон Павлович ЛосенкоИсторическая и жанровая живопись второй половины XVIII векаФедот Иванович ШубинДмитрий Григорьевич ЛевицкийМихаил Иванович КозловскийРусская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX вековРусская скульптура конца XVIII - первой половины XIX векаРусская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта