Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Михаил Иванович Козловский

В Белоколонном зале Русского музея представлены скульптуры одного из наиболее ярких представителей раннего классицизма Михаила Ивановича Козловского (1753 — 1802), сына «галерного флота трубачевского мастера». Десяти лет Козловский поступил в Академию художеств, по окончании которой был награжден Большой золотой медалью и получил право на поездку за границу.

Произведения Козловского глубоки и драматичны по содержанию, разнообразны по тематике. В них нашли отражение прогрессивные идеи русских просветителей второй половины XVIII в. — идеи гражданской доблести, служения родине, патриотизма, общественного долга. Персонажи его произведений отличаются силой образной характеристики.

Скульптор много работал над изучением живой натуры. Исполненная им гипсовая «Анатомия», т. е. изображение человека без кожных покровов, служила пособием для учеников Академии художеств.

Рельеф «Изяслав Мстиславович на поле боя» (1772, гипс), с исключительным мастерством вылепленный Козловским еще в годы обучения в Академии художеств, был исполнен на заданную тему: «Изяслава Мстиславовича изъязвленного хотели убить любимые его воины, не знавши, но он, сняв с себя шелом, показал им, что он их князь и полководец». Динамичность композиции, подчеркиваемая пятнами светотеневых контрастов, постановка фигур в ракурсе и в разных планах создают впечатление глубины пространства.

М.И.Козловский. Поликрат
М.И.Козловский. Поликрат
Государственный Русский музей

Противоречивые чувства — страдание, жажда свободы, непримиримость и обреченность — прекрасно переданы в статуе «Поликрат» (1790, бронза; зал 9). Поликрат — тиран острова Самос (VI в. до н. э.) под предлогом дележа сокровищ был заманен персами и распят на дереве. Все тело умирающего напряжено в последнем порыве к освобождению, в лице выражена предсмертная мука. Обращает на себя внимание блестящая лепка обнаженного тела и глубокое понимание его выразительности.

В ряде произведений скульптора чувствуется большая сдержанность и спокойствие в позах фигур. Линии силуэта ясны, формы четки, определенны. Такова статуя «Бдение Александра Македонского» (не позднее 1787, мрамор), где скульптор изобразил будущего полководца воспитывающим в себе силу воли. По легенде, Александр заставлял себя бодрствовать, сидя на ложе с шаром в руке, который, падая, когда юноша начинал засыпать, своим стуком будил его.

В другой работе Козловского создан образ Якова Долгорукого (1797, мрамор), который, выступая в сенате, разрывает подписанный Петром I указ, ухудшающий положение крестьян. Здесь скульптор для раскрытия идеи произведения ввел ряд символических атрибутов: поверженные к ногам поборника справедливости змея и маска означают коварство и низость, огненный меч в руке Долгорукого-истину, лежащие на полуколонне весы — правосудие.

К поздним произведениям Козловского относятся «Геркулес на коне» (1799, бронза) и памятник А. В. Суворову, установленный на Марсовом поле в Петербурге (в музее-бронзовая модель, 1801).

Олицетворяющий непобедимого Суворова Геркулес устремляется на бранные подвиги. Извивающаяся под ногами коня змея символизирует поверженного врага, а скала и поток — Альпы и Рейн.

В памятнике Суворову одушевленный смелым порывом воин (с портретными чертами великого полководца) уверенным движением грозно заносит на врага обнаженный меч. В образе героя, защищающего родину, скульптор раскрыл мужество, волю, бесстрашие, решительность и благородство Суворова.

Л.С.Пушникова



Далее: Русская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX веков

 →  Главная  → Русское искусство XVIII века: живопись, графика, скульптура   → Михаил Иванович Козловский  


Русское искусство XVII век Русская живопись начала XVIII векаКарло Бартоломео РастреллиРусская живопись в 1730-1750 годыИностранные художники в России в XVIII векеРусская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годовСоздание Академии ХудожествАнтон Павлович ЛосенкоИсторическая и жанровая живопись второй половины XVIII векаФедот Иванович ШубинДмитрий Григорьевич ЛевицкийМихаил Иванович КозловскийРусская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX вековРусская скульптура конца XVIII - первой половины XIX векаРусская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта