Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Русская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годов

Федор Степанович Рокотов

Произведения Федора Степановича Рокотова (1735/36 — 1808) свидетельствуют о наступлении нового этапа в развитии портретного жанра. Для художника характерны глубокое проникновение во внутренний мир человека, артистическая зрелость живописной манеры. Это относится даже к ранним работам — портретам детей: Е. Юсуповой и наследника Павла Петровича. Особенно удачен последний — портрет будущего императора — непосредственного и задорного, но избалованного семилетнего мальчика, написанный с непринужденной свободой кисти.

Ф.С.Рокотов. Портрет И. Г. Орлова
Ф.С.Рокотов. Портрет И. Г. Орлова
Государственный Русский музей

В лучших произведениях, созданных в 1760 — 1770-х гг.— портретах И. Г. Орлова, адмиралов И. Л. Голенищева-Кутузова и А. Н. Сенявина или неизвестной из семьи Воронцовых — люди обрисованы с замечательной жизненной убедительностью и конкретностью.

Ф.С.Рокотов. Портрет графини Е. В. Санти
Ф.С.Рокотов. Портрет графини Е. В. Санти
Государственный Русский музей

Характеристики у Рокотова всегда разнообразны и индивидуализированы. Лучшие черты творчества художника наиболее ярко проявились в работах 1780-х гг.— портретах графини Е. В. Санти, супругов Суровцевых, неизвестного в красном мундире. В портрете Санти запечатлены надменность, презрительная замкнутость; тускло-розовые и оливково-зеленые тона в сочетании с коричневатым фоном образуют редкостную по совершенству гармонию. Образ умной и доброжелательной женщины создан в портрете В. Н. Суровцевой.

Характерно для манеры художника использование в этих произведениях мягкого прямого освещения, иногда скрадывающее формы лица и выявляющие только глаза и губы.

По тонкости решения сложных колористических задач портреты Рокотова принадлежат к высшим достижениям живописной культуры ХVIII столетия.


Серьезное, внимательное изучение характерных черт человека, усвоенное на уроках Антропова, проявилось в картине Петра Семеновича Дрождина (1745 — 1805) «Антропов с сыном перед портретом жены» (1776). Композиционная усложненность произведения и элементы бытового повествования (юноша показывает свой рисунок отцу-живописцу) указывает на стремление Дрождина к наибольшей жизненности в изображении хорошо знакомых ему людей.

П.С.Дрождин. Антропов с сыном перед портретом жены
П.С.Дрождин. Антропов с сыном перед портретом жены
Государственный Русский музей

Иные особенности были свойственны творчеству замечательного гравера и живописца, рано умершего Евграфа Петровича Чемесова (1737 - 1765). Его автопортрет выделяется среди работ начала 1760-х гг. лирической одухотворенностью, красивой гармонией серо-коричневых и оливковых тонов.

М.Шибанов. Портрет А. М. Дмитриева-Мамонова
М.Шибанов. Портрет А. М. Дмитриева-Мамонова
Государственный Русский музей

Михаил Шибанов (даты жизни неизвестны) был крепостным Г. А. Потемкина. В 1787 г. с исключительным мастерством исполнил он портреты Екатерины II в дорожном костюме и ее фаворита А. М. Дмитриева-Мамонова. Сравнение портретов с отмеченными глубоким демократизмом картинами Шибанова «Крестьянский обед» и «Сговор» (Третьяковская галерея) говорит о разносторонности дарования, о широком диапазоне творчества художника. Шибанов написал эти портреты, ни в чем не отступив от правды, не польстив пожилой императрице.

Феодосий Федорович Щедрин

Феодосий Федорович Щедрин (1751-1825) – сын солдата лейб-гвардии Преображенского полка – тринадцати лет был определен в Академию художеств на «казенный кошт». В продолжение восьмилетнего обучения его успехи неоднократно были отмечены серебряными и золотыми медалями.

Созданные Щедриным образы полны лирики и поэзии. В своем творчестве скульптор исходил из реальной действительности. «Щедрин не любит буквально следовать античным образцам», — пишет о мастере его современник;

Ф.Ф.Щедрин. Моющаяся Венера
Ф.Ф.Щедрин. Моющаяся Венера
Государственный Русский музей

Своеобразные черты дарования и творческого метода Щедрина ярко раскрываются в мраморной статуе «Моющаяся Венера» (1792). Скульптор передал задумчивость и мечтательность богини, которые убедительно выражены в простой и естественной позе, спокойном и замедленном движении, в положении рук, наклоне головы и особенно ясно в лице. Плавное течение линий и спокойный ритм скульптурных масс придают образу особую гармоничность.

Щедрин был большим мастером и в области монументально-декоративного искусства. Композиция и трактовка групп «Нимфы со сферами» у главного фасада Адмиралтейства и «Воины» на его башне органически связаны с архитектурой здания. Щедриным был создан также ряд декоративных парковых скульптур.

Федор Гордеевич Гордеев

Федор Гордеевич Гордеев (1744 — 1810) — сын дворцового скотника из Царского Села — по окончании Академии художеств был отправлен пенсионером за границу для усовершенствования знаний.

Ф.Г.Гордеев. Прометей
Ф.Г.Гордеев. Прометей
Государственный Русский музей

В этот период скульптор создал в Париже небольшую статую «Прометей» (1769, бронза) . Тема произведения была созвучна свободолюбивым идеалам просветителей второй половины XVIII в. Согласно древнегреческому мифу, Прометей, похитив со священной горы искру огня, научил людей пользоваться им и за этот дерзкий поступок был наказан богами. Герой был прикован к скале. Каждое утро прилетал орел и клевал его печень, которая за ночь вновь отрастала. Через несколько веков Геракл убил орла и освободил Прометея. С большим искусством скульптор изобразил изнемогающего от мучительных страданий героя с запрокинутой головой и искаженным от боли лицом. Высокое пластическое мастерство, глубокое изучение натуры, блестящее знание анатомии позволили создать полный жизненной правды образ человека, стойко переносящего страдания.

А.Н.Савинов, Л.С.Пушникова



Далее: Создание Академии Художеств

 →  Главная  → Русское искусство XVIII века: живопись, графика, скульптура   → Русская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годов  


Русское искусство XVII век Русская живопись начала XVIII векаКарло Бартоломео РастреллиРусская живопись в 1730-1750 годыИностранные художники в России в XVIII векеРусская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годовСоздание Академии ХудожествАнтон Павлович ЛосенкоИсторическая и жанровая живопись второй половины XVIII векаФедот Иванович ШубинДмитрий Григорьевич ЛевицкийМихаил Иванович КозловскийРусская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX вековРусская скульптура конца XVIII - первой половины XIX векаРусская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта