Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Федот Иванович ШубинВедущая роль в развитии скульптуры второй половины XVIII в. принадлежит творчеству земляка М. В. Ломоносова — Федота Ивановича Шубина (1740 — 1805), выдающегося мастера реалистического портрета. Шубин создал обширную портретную галерею, запечатлев в мраморе многих крупных деятелей своего времени. Он с большой остротой и реалистической правдивостью передал их индивидуальный и социальный облик. Реалистическая направленность творчества Шубина исходит из традиций народного искусства, с которыми он был связан с раннего детства. Шубин родился близ Холмогор в рыбацком поселке Денисовке (ныне с. Ломоносово). В юные годы он занимался рыбной ловлей, а свободное время вместе с братьями посвящал резьбе по перламутру и кости. Эта работа способствовала развитию его таланта. После смерти отца девятнадцатилетний юноша покинул родные места, уйдя с обозом в столицу. В Петербурге будущий скульптор был определен ко двору ее величества в истопники, а затем при помощи Ломоносова, обратившего внимание президента Академии художеств Шувалова на способности своего земляка, был «истребован от придворной конторы в Академии художеств... за усмотрением различными особами в нем в резьбе по кости и перламутре надежды». В 1766 г. Шубин окончил Академию с золотой медалью, дающей ему право на заграничную поездку. В ранних работах, исполненных Шубиным за границей, заметно еще влияние античной скульптуры, которую он в то время внимательно изучал. В портрете А. Г. Орлова-Чесменского (1771, мрамор) это сказалось как в строгости композиции, так и в некоторой идеализации портретируемого. Но характерное для творчества Шубина стремление изобразить натуру со свойственными ей одной индивидуальными особенностями уже намечается в этом бюсте.
В портрете вице-канцлера А. М. Голицына (1773, гипс, Поверхность гипса экземляра в Русском музее во многих местах повреждена. Мраморный экземпляр хранится в Третьяковской галерее.), сделанном по возвращении из-за границы. мастер дал яркий образ русского вельможи XVIII в. Он подчеркнул утонченное светское изящество и изысканную элегантность Голицы на. Дальнейшее развитие творчества Шубина шло по пути все более глубокого объективного раскрытия образа человека. Мастеру совершенно чуждо стремление угодить портретируемому. Он правдив и искренен в своем творчестве. В этом отношении особенно интересен бюст полицеймейстера Е. М. Чулкова (1792, мрамор). Скульптор правдиво и метко передал его отталкивающие черты. В 80 — 90-х гг. мастер создал большое количество портретов (см. его работы в зале 10), Они отличаются убедительностью, глубокой эмоциональностью и жизненностью образов. Таковы исполненные в мраморе бюсты П. А. Румянцева Задунайского (1785), Екатерины II, В. А. Чичагова (1791) и другие. С чувством искренней симпатии изображен М. В. Ломоносов (1792, гипс). В живом улыбающемся лице великого ученого воплощена ясная и глубокая мысль. Почти все произведения Шубина выполнены в мраморе. При помощи разнообразной обработки камня скульптор сообщал портретам изумительную жизненную выразительность. Предельно убедительно передавал он вялость мускулов старческого лица, эластичность или дряблость кожи, пышность волос, а также материальность тяжелых тканей, легких кружев, пушистого меха.
С течением времени Шубин все глубже проникал в сущность характера портретируемых, остро подчеркивая их индивидуальные черты, характеризуя с предельной полнотой душевный мир человека во всей его многогранности. Об этом свидетельствуют портреты Павла I (мрамор) и дипломата канцлера А. А. Безбородко (ок. 1798, мрамор). Шубин правдиво и убедительно раскрыл сложный, полный внутренних противоречий образ Павла I, смело передав его физическое уродство и душевную неуравновешенность. В открытом, спокойном, оживленном легкой улыбкой лице Безбородко отражены тонкий ум, большая воля, энергия, самоуверенность. По заказу Г. A. Потемкина Таврического Шубин исполнил для его дворца в Петербурге официальный парадный портрет — статую Екатерины II (1789 — '1790, мрамор), которую изобразил в виде царицы-законодательницы, о чем свидетельствует лежащий на полуколонне раскрытый свод законов. По замыслу произведение близко к живописному портрету Екатерины II работы Левицкого. Но даже в этом парадном портрете — идеальном образе просвещенной монархини — Шубин правдиво передал пропорции фигуры Екатерины II и лишь немного приукрасил черты ее лица. Мастер работал и в области декоративной скульптуры. Находящиеся в нижнем вестибюле музея две мраморные статуи «Весеннее равноденствие» (1780) и «Вечер» (1781-1782) были исполнены для парадной лестницы Мраморного дворца. Л.С.Пушникова Далее: Дмитрий Григорьевич Левицкий
| Русское искусство XVII век Русская живопись начала XVIII векаКарло Бартоломео РастреллиРусская живопись в 1730-1750 годыИностранные художники в России в XVIII векеРусская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годовСоздание Академии ХудожествАнтон Павлович ЛосенкоИсторическая и жанровая живопись второй половины XVIII векаФедот Иванович ШубинДмитрий Григорьевич ЛевицкийМихаил Иванович КозловскийРусская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX вековРусская скульптура конца XVIII - первой половины XIX векаРусская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |