Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Историческая и жанровая живопись второй половины XVIII векаК исторической живописи причисляли в XVIII в. и произведения на сюжеты из античной мифологии. К таким сюжетам часто обращались в своем творчестве виднейшие мастера академического искусства 1770 — 1780-х гг. Петр Иванович Соколов (1753 — 1791) и Иван Акимович Акимов (1754 — 1814) . Они работали в годы, когда усиление правительственной реакции (последовавшее за подавлением крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева) лишило художников возможности ставить острые вопросы современности в исторических картинах.
Картина «Меркурий и Аргус», написанная Соколовым в 1776 г., свидетельствует о мастерстве, которое усваивали воспитанники Академии в ее стенах: художнику было немногим более двадцати двух лет, когда ему довелось успешно «в первый раз произвесть толь большой препорции картину» (как писал он сам в Академию). Он создал выразительный образ настороженно выжидающего Меркурия: посланец богов готовится убить сонного Аргуса, чтобы вернуть человеческий облик красавице Ио (ревнивая Гера превратила ее в корову, которую стережет Аргус). Картину «Прометей делает статую по приказанию Афины» (1775) Акимов посвятил образу смелого и деятельного Прометея; по одному из вариантов античного мифа титан Прометей был не только покровителем человека, но и его создателем: он изваял статую, которую богиня мудрости Афина оживила. В Академии художеств получили развитие также бытовой, пейзажный и «перспективный» (архитектурные пейзажи, виды помещений, а также театральные декорации) жанры живописи, в меньшей степени — портретный. Одним из первых представителей бытовой живописи был Иван Михайлович Тонков (1739 — 1799). Его «Праздник в деревне» (1779) — наиболее ранняя из известных нам картин, отображающих жизнь русских крестьян.
Отдельные мастера искусства сумели в 1770-е гг. правдиво рассказать в своих произведениях о тяжелой жизни народа, с подлинным гуманизмом подойти к раскрытию его духовного мира. Исключительно велико в этом отношении значение серии замечательных акварелей, исполненных Иваном Алексеевичем Ерменевым (1746 — после 1789, см. витрину). Многие обстоятельства жизни выдающегося художника остаются невыясненными. Он принадлежал к наиболее талантливым воспитанникам Академии 1760-х гг. Ерменев долго работал в Париже, был чуть ли не насильно привезен оттуда в Россию в начале Великой французской буржуазной революции, но вскоре вновь оказался в Париже и присутствовал при штурме Бастилии восставшим народом. В начале 1770-х гг. Ерменевым были изображены нищие слепцы, фигуры которых возвышаются на фоне неба над пустынными полями. В монументально-величавых, трагических образах слепцов художник воплотил свое представление о тяжкой судьбе и силах народа.
Крупное место в истории русского пейзажа занимает Михаил Матвеевич Иванов (1748 — 1823). Его виды различных местностей, обычно исполненные акварелью,— значительное достижение в развитии реалистического пейзажа, по сравнению с «перспективами» середины века. Свет, воздух, глубокое пространство, точная передача характера местности, художественная выразительность были обусловлены в акварелях Иванова его постоянной работой с натуры. Те же достоинства отличают и одну из его редких работ в технике масляной живописи — «Вид Эчмиадзина в Армении» (1790). А.Н.Савинов Далее: Федот Иванович Шубин
| Русское искусство XVII век Русская живопись начала XVIII векаКарло Бартоломео РастреллиРусская живопись в 1730-1750 годыИностранные художники в России в XVIII векеРусская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годовСоздание Академии ХудожествАнтон Павлович ЛосенкоИсторическая и жанровая живопись второй половины XVIII векаФедот Иванович ШубинДмитрий Григорьевич ЛевицкийМихаил Иванович КозловскийРусская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX вековРусская скульптура конца XVIII - первой половины XIX векаРусская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |