Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Карло Бартоломео РастреллиНекоторые из иностранных художников на долгие годы или на всю жизнь оставались в России и испытывали активное воздействие русской национальной культуры, ее прогрессивных запросов. Среди видных мастеров начала XVIII в., нашедших здесь свою вторую родину, особенно выделяется Карло Бартоломео Растрелли (1675 — 1744); он приехал в 1716 г. на три года по договору, по окончании срока которого остался в России навсегда. Скульптурным портретам, относящимся к зарубежному периоду его творчества, были свойственны внешняя пышность и идеализация. В России он выполняет портреты, основанные на реалистическом восприятии действительности. Правдивая трактовка внутреннего мира человека сообщает произведениям необычайную силу эмоционального воздействия. Созданные скульптором образы отличаются суровостью, мужеством, внутренней сосредоточенностью.
В 1719 г. Растрелли снял с лица Петра I маску, по которой затем исполнил портретную скульптуру — голову Петра (гипс). Этим произведением мастер постоянно руководствовался, работая над портретами царя. В поясном изображении Петра (1723; отлит в чугуне в 1810) Растрелли создал запоминающийся образ преобразователя России, передал его целеустремленность, неукротимую энергию, властную силу и необычайную волю. Украшающие латы рельефы с изображением Полтавской баталии и аллегории (Петр I, высекающий статую «Обновленной России») углубляют характеристику образа.
Скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741, бронза) — наиболее значительное произведение К. Б. Растрелли. Императрица изображена как бы участвующей в торжественной церемонии. Она остановилась, чтобы взять державу, которую подает ей арапчонок. Властный жест руки, держащей скипетр, высокомерная величавость и надменный взгляд, пышность драгоценного одеяния и грузность фигуры — все это с большой убедительностью раскрывает образ «престрашного взору» императрицы и вместе с тем характеризует великолепие дворцовой жизни в царствование Анны Иоанновны. Статуя воспринимается как обобщенный образ самодержавия той эпохи.
С большим мастерством, тонкой, почти ювелирной обработкой бронзы передал Растрелли драгоценные камни, кружева, шитье, мех и ткани. Чеканка деталей одежды заняла почти три года работы лучших мастеров, вызванных в помощь Растрелли из различных ведомств Петербурга и Москвы. Тщательная отделка деталей не нарушает цельности образа, а еще более обогащает его. Л.С.Пушникова Далее: Русская живопись в 1730-1750 годы
| Русское искусство XVII век Русская живопись начала XVIII векаКарло Бартоломео РастреллиРусская живопись в 1730-1750 годыИностранные художники в России в XVIII векеРусская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годовСоздание Академии ХудожествАнтон Павлович ЛосенкоИсторическая и жанровая живопись второй половины XVIII векаФедот Иванович ШубинДмитрий Григорьевич ЛевицкийМихаил Иванович КозловскийРусская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX вековРусская скульптура конца XVIII - первой половины XIX векаРусская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |