Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Русская живопись в 1730-1750 годыРусское искусство сохранило свой реалистический характер и в 1730-х гг., в тяжелый период «бироновщины». В эти годы формировалось творчество крупных русских художников, которые позже создали ряд выдающихся произведений. Видное место в художественной жизни 1730 — 1740-х гг. занимал Иван Яковлевич Вишняков (1699 — 1761), «искусный в писании фигур», начальник живописной команды Канцелярии от строений, руководитель многих мастеров русского искусства. В написанном им портрете Сарры Элеоногры Фермор (ок. 1750) еще присутствуют элементы парсунного письма (условность позы, отсутствие объемности и др.), но искреннее чувство и поэтичность делают это произведение одним из наиболее пленительных детских портретов XVIII столетия.
Политический и культурный подъем, характерный для России середины столетия, создал благоприятные условия для дальнейшего развития изобразительного искусства, наряду с наукой, просвещением, литературой, театром. Алексей Петрович АнтроповЗначительным художником этого периода являлся Алексей Петрович Антропов (1716 — 1795) Он был сыном солдата, работавшего мастером на петербургском оружейном заводе. Художественное образование Антропов получил на практической работе в живописной команде. В портретах он тщательно передавал характерные черты облика человека, показывая правдиво, без прикрас и лести, вельмож и «князей церкви».
В портрете статс-дамы М. А. Румянцевой (1764) отражен ее живой ум, в изображении другой придворной («Портрет неизвестной с орденом Екатерины», 1763) заметны черты ее ограниченности. Властный епископ Сильвестр Кулябка предстает волевым, ожесточенным, болезненным.
Антропов не изменил суровой правде даже тогда, когда писал официальный парадный портрет Петра III (1762); в контрасте с пышностью драпировок, мантии, трона ярко выступают черты дегенеративности в облике императора. В бодром по настроению, звучном и радостном по цвету портрете атамана Ф. И. Краснощекова (1761) автор воплотил свое уважение к мужеству и простоте портретируемого. Особенности колорита, композиции, характеристика лица говорят о пристальном изучении Антроповым украинского народного искусства (в 1750-х гг. он расписывал Андреевскую церковь в Киеве). Портреты, созданные Антроповым и близкими к нему мастерами — Григорием Сердюковым, Иваном Ивановичем Бельским, правдиво воплощают натуру. О быстром росте русского реалистического искусства свидетельствует и портретное творчество Ивана Петровича Аргунова (1727 — 1802), одного из видных представителей многочисленных крепостных художников XVIII в. Рассматривая его произведения в хронологической последовательности, можно проследить, как обогащается характеристика образа и совершенствуется мастерство живописца. В портрете скульптора, относящемся к более позднему периоду творчества, Аргунов раскрывает богатство духовной жизни человека — умного, даровитого, доброжелательного; подлинный демократизм был свойственен крепостному художнику, который в ряде работ воссоздал образы людей, близких ему по положению. Изображение представителей народа, крепостного крестьянства и его жизни не могло занять большого места в искусстве в условиях крепостнической монархии XVIII в. Тем более ценны для нас те проявления демократических устремлений художников, которые определили характер некоторых произведений живописи той эпохи.
Одно из них — «Крестьянская пирушка» А. Вишнякова. Художник (даты его жизни неизвестны) с редкой непосредственностью и явной симпатией к своим персонажам передал непринужденное и шумное веселье группы крестьян. С большой для того времени смелостью он изобразил подгулявших гостей, наружная, ради жизненной правды, принятые в официальном искусстве правила. Живопись середины XVIII в. не была ограничена жанром портрета. О раннем этапе развития русского пейзажа можно судить по серии перспективных видов Петербурга (работы неизвестных художников). Они дают отчетливое представление о внешнем облике города. Превосходными натюрмортами являются исполненные Алексеем Ивановичем Бельским наддверные панно с изображением плодов и цветов.
Рост отечественного искусства нашел яркое выражение в работе великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711 — 1765) по возрождению в России XVIII в. искусства мозаики, секреты которого были давно утеряны. «Историк, ритор, механик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник», — писал о нем A. С. Пушкин. Ломоносов разработал технологию изготовления смальт — цветных стекловидных масс, из кусков которых набирают мозаичные изображения, и приступил к изготовлению мозаичных картин. Среди сорока мозаик, созданных Ломоносовым вместе с его учениками, выделяются портрет Петра I (собственноручная работа Ломоносова) и большой, выполненный с исключительным мастерством, портрет Елизаветы Петровны, отличающийся тонкой живописностью и красотой колорита. А.Н.Савинов Далее: Иностранные художники в России в XVIII веке
| Русское искусство XVII век Русская живопись начала XVIII векаКарло Бартоломео РастреллиРусская живопись в 1730-1750 годыИностранные художники в России в XVIII векеРусская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годовСоздание Академии ХудожествАнтон Павлович ЛосенкоИсторическая и жанровая живопись второй половины XVIII векаФедот Иванович ШубинДмитрий Григорьевич ЛевицкийМихаил Иванович КозловскийРусская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX вековРусская скульптура конца XVIII - первой половины XIX векаРусская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |