Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Русская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годовФедор Степанович РокотовПроизведения Федора Степановича Рокотова (1735/36 — 1808) свидетельствуют о наступлении нового этапа в развитии портретного жанра. Для художника характерны глубокое проникновение во внутренний мир человека, артистическая зрелость живописной манеры. Это относится даже к ранним работам — портретам детей: Е. Юсуповой и наследника Павла Петровича. Особенно удачен последний — портрет будущего императора — непосредственного и задорного, но избалованного семилетнего мальчика, написанный с непринужденной свободой кисти.
В лучших произведениях, созданных в 1760 — 1770-х гг.— портретах И. Г. Орлова, адмиралов И. Л. Голенищева-Кутузова и А. Н. Сенявина или неизвестной из семьи Воронцовых — люди обрисованы с замечательной жизненной убедительностью и конкретностью.
Характеристики у Рокотова всегда разнообразны и индивидуализированы. Лучшие черты творчества художника наиболее ярко проявились в работах 1780-х гг.— портретах графини Е. В. Санти, супругов Суровцевых, неизвестного в красном мундире. В портрете Санти запечатлены надменность, презрительная замкнутость; тускло-розовые и оливково-зеленые тона в сочетании с коричневатым фоном образуют редкостную по совершенству гармонию. Образ умной и доброжелательной женщины создан в портрете В. Н. Суровцевой. Характерно для манеры художника использование в этих произведениях мягкого прямого освещения, иногда скрадывающее формы лица и выявляющие только глаза и губы. По тонкости решения сложных колористических задач портреты Рокотова принадлежат к высшим достижениям живописной культуры ХVIII столетия. Серьезное, внимательное изучение характерных черт человека, усвоенное на уроках Антропова, проявилось в картине Петра Семеновича Дрождина (1745 — 1805) «Антропов с сыном перед портретом жены» (1776). Композиционная усложненность произведения и элементы бытового повествования (юноша показывает свой рисунок отцу-живописцу) указывает на стремление Дрождина к наибольшей жизненности в изображении хорошо знакомых ему людей.
Иные особенности были свойственны творчеству замечательного гравера и живописца, рано умершего Евграфа Петровича Чемесова (1737 - 1765). Его автопортрет выделяется среди работ начала 1760-х гг. лирической одухотворенностью, красивой гармонией серо-коричневых и оливковых тонов.
Михаил Шибанов (даты жизни неизвестны) был крепостным Г. А. Потемкина. В 1787 г. с исключительным мастерством исполнил он портреты Екатерины II в дорожном костюме и ее фаворита А. М. Дмитриева-Мамонова. Сравнение портретов с отмеченными глубоким демократизмом картинами Шибанова «Крестьянский обед» и «Сговор» (Третьяковская галерея) говорит о разносторонности дарования, о широком диапазоне творчества художника. Шибанов написал эти портреты, ни в чем не отступив от правды, не польстив пожилой императрице. Феодосий Федорович ЩедринФеодосий Федорович Щедрин (1751-1825) – сын солдата лейб-гвардии Преображенского полка – тринадцати лет был определен в Академию художеств на «казенный кошт». В продолжение восьмилетнего обучения его успехи неоднократно были отмечены серебряными и золотыми медалями. Созданные Щедриным образы полны лирики и поэзии. В своем творчестве скульптор исходил из реальной действительности. «Щедрин не любит буквально следовать античным образцам», — пишет о мастере его современник;
Своеобразные черты дарования и творческого метода Щедрина ярко раскрываются в мраморной статуе «Моющаяся Венера» (1792). Скульптор передал задумчивость и мечтательность богини, которые убедительно выражены в простой и естественной позе, спокойном и замедленном движении, в положении рук, наклоне головы и особенно ясно в лице. Плавное течение линий и спокойный ритм скульптурных масс придают образу особую гармоничность. Щедрин был большим мастером и в области монументально-декоративного искусства. Композиция и трактовка групп «Нимфы со сферами» у главного фасада Адмиралтейства и «Воины» на его башне органически связаны с архитектурой здания. Щедриным был создан также ряд декоративных парковых скульптур. Федор Гордеевич ГордеевФедор Гордеевич Гордеев (1744 — 1810) — сын дворцового скотника из Царского Села — по окончании Академии художеств был отправлен пенсионером за границу для усовершенствования знаний.
В этот период скульптор создал в Париже небольшую статую «Прометей» (1769, бронза) . Тема произведения была созвучна свободолюбивым идеалам просветителей второй половины XVIII в. Согласно древнегреческому мифу, Прометей, похитив со священной горы искру огня, научил людей пользоваться им и за этот дерзкий поступок был наказан богами. Герой был прикован к скале. Каждое утро прилетал орел и клевал его печень, которая за ночь вновь отрастала. Через несколько веков Геракл убил орла и освободил Прометея. С большим искусством скульптор изобразил изнемогающего от мучительных страданий героя с запрокинутой головой и искаженным от боли лицом. Высокое пластическое мастерство, глубокое изучение натуры, блестящее знание анатомии позволили создать полный жизненной правды образ человека, стойко переносящего страдания. А.Н.Савинов, Л.С.Пушникова Далее: Создание Академии Художеств
| Русское искусство XVII век Русская живопись начала XVIII векаКарло Бартоломео РастреллиРусская живопись в 1730-1750 годыИностранные художники в России в XVIII векеРусская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годовСоздание Академии ХудожествАнтон Павлович ЛосенкоИсторическая и жанровая живопись второй половины XVIII векаФедот Иванович ШубинДмитрий Григорьевич ЛевицкийМихаил Иванович КозловскийРусская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX вековРусская скульптура конца XVIII - первой половины XIX векаРусская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |