Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Русская живопись начала XVIII века.На рубеже XVII и ХVIII столетий в России был осуществлен ряд крупнейших преобразований, отвечавших настоятельным требованиям дальнейшего экономического, политического и культурного развития страны. Реформы, проводимые Петром I, служили укреплению русского государства, подъему его международного авторитета. Они сопровождались, однако, жесточайшей эксплуатацией крепостного крестьянства, неоднократно отвечавшего восстаниями на невыносимый гнет. Борьба между дворянами-помещиками и крестьянством наложила отпечаток на русскую культуру XVIII в. Во второй половине столетия эта борьба значительно обострилась. Искания справедливости и идеи «разумного» общественного устройства, характерные для передовых людей эпохи, обогатили культуру этого времени, найдя свое отражение в творениях многих писателей и художников. Русская культура XVIII столетия развивалась и крепла, выражая и пафос невиданного до того грандиозного государственного строительства, и идеи общественного долга, и растущий интерес к человеческой личности. Эти ее особенности определили прогрессивный характер изобразительного искусства той поры. Оно освободилось от церковно-религиозных форм и представлении и открыто обратилось к реальной действительности. Искусство XVIII столетия было связано с запросами дворянского общества, но лучшие его произведения отражали передовые идеи эпохи. В XVIII в. одним из высоких достижений русского искусства в портретом жанре явилось правдивое изображение представителей как господствующего класса, так и людей из народа. Это решительно отличает творения русских мастеров от произведений многих иностранных художников, приглашенных в Россию и выполнявших заказы императорского двора и знати. Официальные работы приезжих мастеров не оставили заметного следа в русской художественной культуре; значительные произведения принадлежат только тем из них, кто подчинил свое творчество общему течению художественной жизни России и стал, по существу, деятелем русского искусства. Почти все художники XVIII в. по своему происхождению принадлежали к народным «низам». Их творческими усилиями созданы ценности, являющиеся неотъемлемой частью художественной культуры человечества. Большая заслуга крупных мастеров русской живописи начала XVIII в. — создание образа современника. Он был воплощен в ряде портретов, работая над которыми, художники все более овладевало средствами реалистического искусства.
В ранних произведениях еще сталкиваются условные черты старых парсун (неподвижность фигур, плоскостность) с умением наблюдать жизнь и точно передавать индивидуальные особенности человека. К таким работам принадлежит портрет Якова Тургенева, участника петровского Всешутейшего собора. Фигура Тургенева с расставленными локтями и прислоненной к плечу палкой своей неподвижностью и распластанностью напоминает парсуны, но хмурое и несколько утомленное лицо живо и индивидуально. Сопоставление портрета Тургенева с портретами, созданными на следующем этапе развития искусства, наглядно показывает, как стремительно шло совершенствование русской живописи. Всего лишь за два-три десятилетия была успешно преодолена ограниченность парсунного письма. Иван Никитич НикитинО новом направлении национального искусства дают ясное представление произведения Ивана Никитича Никитина (ок. 1688 — 1741). Он принадлежал к «птенцам гнезда Петрова», был для своего времени образованным человеком, в юности обучался «счетной мудрости», «разумел латынь» (что открывало ему возможность широкого знакомства с западноевропейской культурой), преподавал в московской «артилерной школе» математику и рисование. Петр I справедливо гордился Никитиным, видя в нем пример того, что «есть и из нашего народа добрые мастеры».
К лучшим произведениям Никитина принадлежат портреты Петра I. Один из них (в круге) был написан, возможно, в 1721 г. в Кронштадте. «На Котлине острову перед литоргией писал его величества персону живописец Иван Никитин», — гласит запись в «Походном журнале» Петра. Художник пренебрег внешними аксессуарами и сосредоточил внимание только на лице, выявив в нем с подлинной глубиной и силой суровую энергию Петра.
Портрет Петра I на смертном ложе (1725) был написан в первые часы после его смерти. В том и другом произведениях Никитин воплотил свои представления о Петре как о выдающемся государственном деятеле, значительном человеке со сложным характером. Портрет С. Г. Строганова (1726) свидетельствует о серьезном реалистическом мастерстве художника: образ юноши, показанного в живом и изящном движении, полон молодой энергии.
К высшим достижениям русской живописи XVIII в. принадлежит так называемый портрет напольного гетмана, написанный в 1720-х гг. Возможно, что на нём изображен литовский гетман граф Казимир-Ян Сапега, фельдмаршал российской армии, находившийся в середине 1720-х гг. в Петербурге. Мастер дает яркую и глубокую характеристику человека своего времени, представителя бурной эпохи, ценившей мужество, энергию, предприимчивость. Никитин правдиво передал суровую простоту облика гетмана. Андрей МатвеевДругим крупнейшим мастером русской живописи начала XVIII в. был Андрей Матвеев (1701 — 1739). До наших дней дошли очень немногие из его произведений. Одной из лучших работ является «Автопортрет с женой» (1729). Такого пристального внимания к внутреннему миру человека, такого проникновенного его раскрытия русское искусство еще не знало. Гуманистический характер картины, смелая, правдивая живопись свидетельствуют о замечательных завоеваниях русской художественной культуры начала XVIII в.
Высокие достижения русских художников особенно наглядно выступают при сравнении портретов, созданных Никитиным и Матвеевым, с произведениями иностранных живописцев, которых Петр I приглашал в Россию, стремясь привить в стране вкус к новому искусству. Работы Никитина и Матвеева своей содержательностью, правдивостью и гуманизмом отличаются от несколько поверхностных работ иностранных мастеров (И. Г. Таннауера, Л. Каравана и других). А.Н.Савинов Далее: Карло Бартоломео Растрелли
| Русское искусство XVII век Русская живопись начала XVIII векаКарло Бартоломео РастреллиРусская живопись в 1730-1750 годыИностранные художники в России в XVIII векеРусская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годовСоздание Академии ХудожествАнтон Павлович ЛосенкоИсторическая и жанровая живопись второй половины XVIII векаФедот Иванович ШубинДмитрий Григорьевич ЛевицкийМихаил Иванович КозловскийРусская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX вековРусская скульптура конца XVIII - первой половины XIX векаРусская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |