Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Русская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX вековВладимир Лукич БоровиковскийВыдающаяся роль в развитии русской портретной живописи на рубеже XVIII и XIX столетий принадлежала Владимиру Лукичу Боровиковскому (1757 — 1825). Его молодость прошла на Украине; после переезда в Петербург с полной силой раскрылось замечательное дарование Боровиковского. Он воплотил в своих работах новое для русского искусства понимание человека. Это наглядно выражено в известной картине «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»; различие между величавой «законодательницей» Левицкого и пожилой полной дамой в капоте и чепце, изображенной Боровиковским, свидетельствует о поисках в искусстве того времени образа «естественного человека».
К лучшим произведениям Боровиковского принадлежат женские портреты 1790-х гг. — портреты О. К. Филипповой, Е. Н. Арсеньевой и Н. И. Куракиной, которые изображены не на нейтральном фоне или во дворце, а среди природы, — Боровиковский считал, что в общении с природой раскрываются лучшие черты человека, его внутренняя привлекательность, тонкость переживаний. К ним близок по трактовке и портрет Д. П. Трощинского. Реалистические основы творчества Боровиковского особенно ярко проявились в работах, выполненных около 1800 г., — портретах Скобеевой, А. П. Гагариной и других. Они отличаются от предыдущих точностью и многосторонностью характеристики человека. Портрет генерала Ф. А. Боровского (1799), проведшего жизнь в походах, а не при дворе, выделяется мужеством образа, красотой живописи. Меткие наблюдения художника нашли отражение и в парадных портретах Павла I, князя A. Б. Куракина, брата иранского шаха Муртазы-Кули-хана; в них ясно показаны психическая неуравновешенность императора, спесивость недалекого вельможи (прозванного современниками «павлином»), лукавство хана. Боровиковский был выдающимся мастером портретной миниатгоры. Замечательные по реализму изысканные портретные миниатюры были созданы также Гавриилом Ивановичем Скородумовым, Николаем Ивановичем Аргуновым, Степаном Семеновичем Cукиным, Августом Риттом, Петром Осиповичем де Росси и другими портретистами конца XVIII и начала XIX в. (см. витрину у левого окна).
К наиболее видным мастерам русской живописи 1790-х гг. принадлежит Степан Семенович Щукин (1758-1828). Автопортрет художника и портрет архитектора A Д. Захарова, строителя Адмиралтейства, относятся к лучшим образцам портретной живописи конца XVIII — начала XIX в. Пристальное внимание к человеческой индивидуальности, эмоциональность образов, насыщенность колорита отличают творчество этого художника и делают его ближайшим предшественником портретистов начала XIX в. (О. А. Кипренского, В. А. Тропинина). Наблюдательными художниками-реалистами, авторами содержательных и метких по характеристике портретов являются несправедливо забытые Василий Яковлевич Родчев, Феодосий Иванович Яненко. А.Н.Савинов Далее: Русская скульптура конца XVIII - первой половины XIX века
| Русское искусство XVII век Русская живопись начала XVIII векаКарло Бартоломео РастреллиРусская живопись в 1730-1750 годыИностранные художники в России в XVIII векеРусская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годовСоздание Академии ХудожествАнтон Павлович ЛосенкоИсторическая и жанровая живопись второй половины XVIII векаФедот Иванович ШубинДмитрий Григорьевич ЛевицкийМихаил Иванович КозловскийРусская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX вековРусская скульптура конца XVIII - первой половины XIX векаРусская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |