Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Русская скульптура конца XVIII - первой половины XIX векаИван Петрович МартосБольшое значение в развитии русской скульптуры конца XVIII — первой половины XIX в. имело творчество Ивана Петровича Мартоса (1754 — 1835). Его произведения пользовались признанием у современников. Долгие годы занимаясь преподаванием в Академии художеств, Мартос имел много последователей и учеников. Мартос родился на Украине и происходил из обедневшей казацкой семьи. Десяти лет он был отдан в Академию художеств, которую окончил в 1773 г. с наградой, дающей право на заграничную поездку. В надгробных памятниках скульптор передает глубокие человеческие переживания, его работы всегда волнуют глубиной выраженного в них чувства.
В надгробии Е. С. Куракиной (слепок с памятника в Александро-Невской лавре, 1792) — возлежащая на могильном саркофаге молодая стройная женщина полна глубокой безропотной скорби. Голова ее горестно опущена на скрещенные руки, опирающиеся на овальный медальон-портрет умершей. Трогательная сцена безутешной печали юношей, олицетворяющих сыновей умершей, передана на рельефе лицевой стороны постамента памятника. Глубокой психологической выразительностью отличается образ Е. И. Гагариной, выражающей свою обреченность и бессилие жестом опущенной вниз руки (слепок со статуи памятника в Александро-Невской лавре, 1803). В постановке фигуры, в лаконичности обобщенных форм, в строго промоделированных драпировках сказываются наряду с живым чувством натуры некоторые элементы рассудочности позднего классицизма.
В портретах Мартос передавал возвышенный, полный героики образ человека своей эпохи. К 1780 г. относится бюст графа Н. И. Панина (гипс), изображенного в виде древнеримского республиканца. Отказ от детализации, ясность объемных форм и строгость композиции придают портрету монументальный характер. Иван Прокофьевич ПрокофьевЯрко выраженной индивидуальностыо обладал также и младший представитель знаменитой плеяды скульпторов XVIII в. Иван Прокофьевич Прокофьев (1758 — 1828), происходивший из семьи «закройного мастера по конюшенной части». В шестилетнем возрасте он был уже определен в Академию художеств, где занимался под руководством Жилле, позднее — Гордеева. Всего Прокофьев исполнил около 400 скульптурных произведений. Большинство из них не сохранилось, так как они были выполнены в хрупком материале — гипсе и терракоте (обожженной глине). Бюсты конференц-секретаря Академии художеств А. Ф. Лабзина и его жены А. Е. Лабзиной (1802, терракота) отличаются убедительностыо образов. Скульптор правдиво передал индивидуальные черты портретируемых.
Для творчества Прокофьева характерно стремление сохранить живое впечатление от натуры. Живописная и необычайно мягкая трактовка скульптурных форм не нарушает их ясности и конкретности. С большим мастерством, выразительно передал Прокофьев стремительный бег Актеона и свирепых, настигающих его собак («Актеон», 1802, бронза). Согласно древнегреческому мифу, Актеон, охотясь, залюбовался купающейся в источнике Дианой. Разгневанная богиня охоты превратила его в оленя, которого настигли и растерзали принадлежавшие Актеону собаки. Точно и метко изобразил Прокофьев яростную схватку борцов («Борцы», 1817, терракота). Прокофьев работал и в области декоративной пластики. Он создал громадный рельеф «Медный змий» для западного портика Казанского собора, скульптуры для здания Академии художеств, дворцов Павловска, Гатчины и других архитектурных памятников. Самуил Иванович ГальбергУчеником Мартоса был скульптор Самуил Иванович Гальберг (1787-1839). В его творчестве нашли выражение поздние классицистические традиции, характерные известной отвлеченностью в трактовке образов. Правда, это не относится к первым работам Гальберга. В «Мальчике, пускающем мыльные пузыри» (бронза, с гипса 1826) создан подкупающий своей жизненностью образ ребенка. В статуе «Начало музыки. Молодой фавн, прислушивающийся к звуку ветра в тростнике» (мрамор, 1830, с гипса 1825 — 1827), скульптор передает искреннее восхищение красотой новости. Произведения Гальберга отличаются характерным для классицизма спокойствием и уравновешенностью композиционного построения. «Законы скульптуры требуют в ее произведениях сколь возможно покоя, тишины...» — писал мастер, формулируя свои взгляды на искусство.
Гальберг — автор многочисленных портретов своих современников. Работы эти отличаются верностью лепки, облагороженной строгостью рисунка. Скульптор подчеркивает в человеке духовное начало. Таковы бюсты знаменитого баснописца И. А. Крылова (бронза, с гипса 1830) и портрет И. П. Мартоса (бронза, 1837). В памятнике Н. М. Карамзину в Симбирске (ныне г. Ульяновск) ослабевает присущее монументальным работам Козловского и Мартоса пластическое единство скульптуры и архитектуры; портретная статуя заменяется аллегорической фигурой музы истории Клио, образующей декоративное завершение постамента, в нише которого помещен бюст Карамзина. На боковых гранях постамента — два барельефа, выполненных в духе позднего классицизма: «Карамзин читает Александру I свою «Историю государства Российского» и «Смерть Карамзина». Л.С.Пушникова Далее: Русская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века
| Русское искусство XVII век Русская живопись начала XVIII векаКарло Бартоломео РастреллиРусская живопись в 1730-1750 годыИностранные художники в России в XVIII векеРусская портретная живопись и скульптура 1760-1770 годовСоздание Академии ХудожествАнтон Павлович ЛосенкоИсторическая и жанровая живопись второй половины XVIII векаФедот Иванович ШубинДмитрий Григорьевич ЛевицкийМихаил Иванович КозловскийРусская портретная живопись на рубеже XVIII и XIX вековРусская скульптура конца XVIII - первой половины XIX векаРусская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |