Русское изобразительное искусство второй половины XIX века - начала XX века
Академическая живопись середины и второй половины XIX века Во второй половине XIX в. одним из проявлений тормозящей роли Академии в развитии национального искусства была система подготовки художественных кадров. Основой этой системы являлись устарелые методы обучения, превращенные в догму, и всемерная изоляция молодых художников от жизни с ее запросами и чаяниями. Особо культивируемый Академией исторический род живописи (который включал также религиозные и мифологические сюжеты) с точки зрения ее руководителей был полезен, как средство отвлечения от насущных нужд современности, как противопоставление «высокого, чистого» искусства «низменной обыденщине» жизни.
Идеи критического реализма и передвижники Новые черты русского искусства получили яркое воплощение в творчестве членов Товарищества передвижных художественных выставок. Оно возникло в 1870 г. по инициативе Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, Н. Н. Ге, И. Н. Крамского и некоторых других мастеров и объединило подавляющее большинство передовых деятелей искусства России. Передвижничество быстро превратилось в широкое общественное художественное движение и стало синонимом всего прогрессивного в искусстве своего времени. На ежегодно устраивавшихся Товариществом выставках показывались лучшие картины, рисунки и скульптуры членов и так называемых экспонентов Товарищества, притом не только в Петербурге и Москве, но и в других городах России. Идейными вождями передвижников стали художник И. Н. Крамской и критик В. В. Стасов.
Василий Григорьевич Перов Учился Перов сначала в Арзамасской художественной школе А. В. Ступина, затем в Московском училище живописи и ваяния, которое окончил в 1860 г. Уже самые первые произведения художника привлекли внимание прогрессивных кругов русского общества. Картины, написанные им в эти годы, отличает острая критика отрицательных сторон русской действительности. В то же время в них ясно видна горячая любовь к простым людям, сочувствие их судьбе.
Николай Николаевич Ге Художественное образование Н.Н.Ге получил в петербургской Академии, а с 1871 г. стал участником передвижных выставок и членом правления Товарищества, примкнув к наиболее передовому художественному течению в России.
Иван Николаевич Крамской Глубоким демократизмом проникнуто творчество одного пз самых крупных русских художников, идейного вождя передвижников, Ивана Николаевича Крамского. Выдающийся общественный деятель, теоретик и критик, Крамской в многочисленных статьях, беседах с художниками, письмах пропагандировал взгляды, выражающие самую суть демократического реалистического искусства.
Историческая живопись второй половины XIX века Утверждение в искусстве второй половины XIX в. новых эстетических принципов внесло коренные изменения в понимание и трактовку исторической темы. Складывалось новое представление о сущности исторической картины, резко отличное от официально-академического. Художники демократического направления отказались от конструирования условно-героических композиций. Они стремились проникнуть в суть исторических событий, верно воспроизвести облик эпохи, характеры героев.
Жанровая живопись второй половины XIX века Жанровая живопись второй половины девятнадцатого века развивалась в нескольких различных направлениях, и если одни художники сосредотачивались на наблюдениях за обыденными сценками, другие пытались создавать полотна с яркой социальной окраской, сатирические и даже обличительные. Жанровые картины усложнились по композиии, многие художники стали тяготеть к многофигурными и динамичным сюжетам, которые на практике реализовывались с разным мастерством, задуманное не всегда удавалось воплотить. Жанровые детали на некоторых больших полотнах обрели характер обозначений, прорисовка пейзажей стала условной, однако многие картины можно счесть коллективными портретами, в которых собственно жанровые особенности оказываются на втором плане.
Реализм в скульптуре второй половины XIX века Параллельно с развитием живописных жанров новые сюжеты и темы появляются в скульптурных работах. Парадные бюсты и ростовые портреты остаются уделом консерваторов, а плеяда молодых скульпторов берётся за самые разные сюжеты и композиции. Прежде всего скульпторы обращаются к образам, до определённого этапа не попадавших в поле зрения ваятелей, особенно придворного круга (а других, фактически, и не было). В скульптуру проникают различные народные и простые сюжеты, скульптуры экспериментируют и с традиционными техниками, активно используя новые приёмы выразительности.
Алексей Кондратьевич Саврасов Крупнейшим мастером, одним из основоположников реалистического пейзажа второй половины XIX в. был Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 — 1897). Сын небогатого московского торговца, он получил художественное образование в Московском училище живописи и ваяния. А с 1857 по 1882 г. он сам руководил пейзажным классом училища. Среди его учеников можно назвать таких замечательных художников, как И. Левитан и К. Коровин. Он был также в числе инициаторов создания Товарищества передвижных художественных выставок.
Иван Иванович Шишкин Шишкин родился в небольшом захолустном в те времена городке Елабуге, расположенном на высоком берегу Камы. С 1852 по 1856 год он учился в Московском Училище живописи и ваяния, а затем, до 1860 г., в Академии художеств. С 1871 г. он стал деятельным членом Товарищества передвижных выставок, с которым и было связано все его дальнейшее творчество.
Пейзажный жанр Вторая половина XIX в. стала для русского искусства временем бурного развития пейзажного жанра. Именно в эти годы окончательно сложились основные черты национального пейзажа, в котором нашли воплощение принципы демократической эстетики.
Владимир Егорович Маковский Имя Владимира Егоровича Маковского (1846 — 1920)— одно из наиболее известных и значительных в русском искусстве второй половины XIX века. Он был членом большой семьи художников, во главе которой стоял любитель искусств, один из инициаторов организации Московского училища живописи и ваяния Егор Иванович Маковский. Братья Владимира Николай и Константин и сестра Александра — тоже были художниками.
Николай Александрович Ярошенко Возглавив после смерти Крамского Товарищество передвижных выставок, Ярошенко посвятил всю свою деятельность борьбе за реалистическое, демократическое искусство. Центральное место в творчестве Ярошенко занимают образы представителей разночинной, революционно настроенной интеллигенции.
Василий Васильевич Верещагин Будучи по образованию морским офицером, участником военных походов и человеком большой личной храбрости, Верещагин посвятил жизнь борьбе против войны, разоблачая в своих картинах ее жестокость и дикость.
Архип Иванович Куинджи Красота родной природы открылась в пейзажах Куинджи новой своей стороной, почти не отраженной в произведениях его современников. Предметом художественных интересов этого очень своеобразного мастера были чаще всего пламенеющие закаты, сияние лунных ночей, блеск освещенных солнцем вершин, свет радуги на фоне темных туч.
Исаак Ильич Левитан Произведения Исаака Ильича Левитана, ученика и продолжателя Саврасова и Поленова, принадлежат к числу самых высоких достижений русской пейзажной живописи. Картины Левитана глубоки по содержанию и очень просты и ясны по форме. Переживание человеком многообразной красоты родной природы нашло в них наиболее полное поэтическое выражение.
Батальная живопись и сюжеты о войне Среди сравнительно немногих историко-батальных картин второй половины XIX в. наиболее широкой известностью пользуется полотно Алексея Даниловича Кившенко (1851 — 1895) «Военный совет в Филях» (1880), написанное под воздействием романа Л. Н. Толстого «Война и мир» и являющееся, в известной мере, живописной иллюстрацией к нему.
Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя» Панорама «Оборона Севастополя» — это результат большой напряженной работы, воплощение смелых и благородных творческих замыслов художника. В октябре 1901 года Рубо приезжает в Севастополь для сбора и тщательного изучения материалов, ознакомления с историческими местами битвы, бесед с участниками и очевидцами обороны. Тут он выполняет этюды и зарисовки, привлекая в качестве натурщиков ветеранов севастопольской эпопеи — солдат и матросов. Здесь же были сделаны контурные рисунки и эскизы композиции панорамы.
Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX века Во второй половине XIX века в большой живописи появились сюжеты из жизни мелких чиновников, купцов, простого городского люда, крестьян. Социальные и житейские драмы переплетались в изображениях как радостных, так и печальных сцен, в которых развивались реалистические тенденции. В советские годы было принято трактовать часть полотен как критические, направленные на борьбу с режимом, однако в текущем рассмотрении на первый взгляд выходит сострадательное настроение, фиксация личных эмоций - зачастую вне социального контекста. Интерьеры без академического лоска и пейзажи без налёта иллюзорности вносили в социальную живопись контекст сопричастности, присутствия зрителя в том месте, где разворачивается драма.
Скульптура последней четверти XIX века В конце 80 — начале 90-х гг. Антокольский снова возвращается к героическим темам русской истории, создает «Ярослава Мудрого», «Нестора-летописца». В образе народного героя, покорителя Сибири Ермака (1891, бронза) он стремился выразить «русскую смелость и удальство».
|