Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Жанровая живопись второй половины XIX века

Жанровая живопись второй половины девятнадцатого века развивалась в нескольких различных направлениях, и если одни художники сосредотачивались на наблюдениях за обыденными сценками, другие пытались создавать полотна с яркой социальной окраской, сатирические и даже обличительные. Жанровые картины усложнились по композиии, многие художники стали тяготеть к многофигурными и динамичным сюжетам, которые на практике реализовывались с разным мастерством, задуманное не всегда удавалось воплотить. Жанровые детали на некоторых больших полотнах обрели характер обозначений, прорисовка пейзажей стала условной, однако многие картины можно счесть коллективными портретами, в которых собственно жанровые особенности оказываются на втором плане.

Андрей Яковлевич Попов (1832 — 1896) еще в 1853 г. написал небольшую картину «Народная сцена в Старой Ладоге», примечательную реальностью образов крестьян, ремесленников, мелких торговцев, своеобразной поэтичностью рассказа об их бесхитростном, простом веселье.

А.Я.Попов. Народная сцена в Старой Ладоге
А.Я.Попов. Народная сцена в Старой Ладоге
Государственный Русский музей


Повседневный быт шумных рыночных площадей старого Петербурга оживает на большой картине Адриана Марковича Волкова (1827 — 1873) «Сенная площадь», написанной в 60-е гг.

Сергей Иванович Грибков (1820 — 1893) избрал для своей работы литературный сюжет. В картине «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» (1864) живо выступают черты провинциального мелкопоместного быта и нравов, нашедших такое яркое воплощение в произведениях Н. В. Гоголя.

Обличение косности и застойности быта духовенства содержится в картине Григория Семеновича Седова (1836-1884) «В жаркий день» (1865). Как бы с иронической улыбкой изобразил художник разомлевшего от жары тучного священника и его семейство за чаепитием. Дворик церковного дома — только маленький уголок одного из многих провинциальных русских городов. Но как явственно ощущается в этой сцене его тягучая, ленивая и пустая жизнь!

Г.С. Седов. В жаркий день
Г.С. Седов. В жаркий день
Государственный Русский музей


Много тяжелых жизненных драм скрывалось за этой сонной тишиной. Такую, типичную для старой России, драму показал в незаконченной, эскизно решенной картине «Насильный брак» Николай Густавович Шильдер (1828-1898). Судьба бедной девушки, выдаваемой за старика ради благополучия семьи, воспринималась как проявление общего бесправия и несправедливости, царивших в обществе.

Среди работ 60-х гг. выделяется образной силой, остротой обличения, красотой живописи эскизный набросок Михаила Ивановича Пескова (1834 — 1864) «Офицерская пирушка».

Значительное место в искусстве начала 60-x rr. занимали произведения Валерия Ивановича Якоби (1836—1902), автора известной картины Третьяковской галереи «Привал арестантов». Его раннее творчество представлено в Русском музее картиной «Светлый праздник нищего» (1860). И хотя она написана суховато-протокольно и в общем бесстрастно, вид больного, измученного старика, нищенской обстановки ого жилища и жалких крох подаяний, собранных на пасху, раскрывает перед зрителем картину жизни беднейших городских «низов».

В.И. Якоби. Привал арестантов
В.И. Якоби. Привал арестантов
Государственный Русский музей


Леонид Иванович Соломаткин (1837 — 1883) чаще всего изображал эпизоды из жизни ремесленников, мелких торговцев, чиновников, бродяг, различные уличные сцены. Остро саркастически обличал он пошлость обывательской жизни. Такова картина «Славильщицы» (1868), в которой выведены типы полунищенок-полуприживалок, ходивших ио домам в дни церковных праздников и певших молитвы пп подаяние. В картине «Ряженые» созданы сатирические образы веселящихся чиновников, не менее смешных и уродливых, чем развеселившие их маски.
Картине «Артисты на привале» (1869) свойственна некоторая лиричность настроения. Расположившаяся в деревне на ночлег группа бродячих актеров репетирует сцену из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». К их речам с интересом прислушивается крестьянка. В свете костра выделяется одухотворенные лица артистов и их красочные костюмы. Насыщенная живопись картины свидетельствует о незаурядном колористическом даровании мастера.


И.Н.Новоуспенский



Далее: Реализм в скульптуре второй половины XIX века

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство второй половины XIX века   → Жанровая живопись второй половины XIX века  


Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрФранц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта