Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX века

Во второй половине XIX века в большой живописи появились сюжеты из жизни мелких чиновников, купцов, простого городского люда, крестьян. Социальные и житейские драмы переплетались в изображениях как радостных, так и печальных сцен, в которых развивались реалистические тенденции. В советские годы было принято трактовать часть полотен как критические, направленные на борьбу с режимом, однако в текущем рассмотрении на первый взгляд выходит сострадательное настроение, фиксация личных эмоций - зачастую вне социального контекста. Интерьеры без академического лоска и пейзажи без налёта иллюзорности вносили в социальную живопись контекст сопричастности, присутствия зрителя в том месте, где разворачивается драма.

Для творчества Фирса Сергеевича Журавлева (1836 — 1901) характерно обличение нравов и обычаев купечества. В картине «Перед венцом» (1874) показано горе насильно выдаваемой замуж девушки и полное равнодушие к нему всех окружающих. Брак для них — только коммерческая сделка. Здесь Журавлев выступил против обычного для того времени, и особенно для купеческой среды, поругания человеческого достоинства женщины.

Ф.С. Журавлёв. Поминки
Ф.С. Журавлёв. Поминки

В картине «Поминки» (1876) обличаются грубость и самодурство, господствовавшие в купеческих семьях. Иронически трактованы и образ священника с его лицемерной елейностью, и образ обедневшего дворянина, опустившегося до положения жалкого приживальщика. Острая критика действительности содержится в картине «Дети-нищие». Трагичен образ бедного дрожащего от холода мелкого чиновника, у которого выпрашивают милостыню нищие ребята.


Алексей Иванович Корзухин (1835—1894) в своей ранней картине «Поминки на кладбище» (1865) с большим сочувствием и симпатией изобразил крестьян, среди которых особенно выделена художником стоящая над могилой девушка с грустным задумчивым взглядом. На втором плане видна фигура безразличного ко всему происходящему дьякона.

А.И. Корзухин. Поминки на кладбище
А.И. Корзухин. Поминки на кладбище

В картине «Сочельник» (1869) воспроизведен эпизод из жизни мелкого чиновничества. Подлинным трагизмом проникнут образ измученной нуждой женщины, с немым отчаянием смотрящей на подвыпившего мужа, который истратил получку на рождественские покупки. Соединение обличающей иронии и глубокого сочувствия, улыбка сквозь слезы особенно трогали душу зрителя.

Из более поздних произведений Корзухина широко известна картина «Птичьи враги» (1887). В ней на фоне деревенского пейзажа изображена группа ребят, отправляющихся на ловлю птиц. Как и многие передвижники, а также близкие к ним художники старшего поколения, Корзухин к концу XIX в. утратил социальную остроту в избираемых им сюжетах и в трактовке образов. «Птичьи враги» — характерный пример такого занимательного рассказа, искреннего и тяготеющего к мудрому наблюдению старших за младшими.


Творчество одного из главных инициаторов создания Товарищества передвижных выставок Григория Григорьевича Мясоедова (1834 — 1911), известного главным образом своей обличительной картиной «Земство обедает» (Третьяковская галерея), представлено в Русском музее большим полотном 1887 г. «Косцы». Главный смысл картины — утверждение радости труда и общения человека с природой.

Г.Г. Мясоедов. Косцы
Г.Г. Мясоедов. Косцы


Василий Максимович Максимов (1844 — 1911) известен как автор картин, посвященных крестьянской жизни. Наиболее значительны такие, как «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» и «Семейный раздел» (обе в Третьяковской галерее). В Русском музее творчество Максимова представлено ранней картиной «Мечты о будущем» (1868), где с теплым поэтическим чувством показана за шитьем одежды для ожидаемого ребенка жена художника.

В.М. Максимов. Мечты о будущем
В.М. Максимов. Мечты о будущем


Илларион Михайлович Прянишников (1840 — 1894) в картине «Швея» (1870) выразительно рассказал о жизни незаметных тружеников капиталистического города. В бедной, скудно освещенной комнате усталая мать уснула поздней ночью за шитьем. Темная, красновато-коричневая живопись не только хорошо передает вечернее освещение, но и создает ощущение томительного однообразия бессонной ночи.

И.М. Прянишников. Швея
И.М. Прянишников. Швея


Николай Петрович Богданов-Бельский (1868 — 1945) писал картины преимущественно на сюжеты из деревенской жизни, особенно часто изображая крестьянских детей. Популярная картина «У дверей школы» (1897) очень характерна для творчества художника. Тема, несущая в себе большое общественное содержание, регпена в плане сентиментального рассказа, лишенного социальной остроты.

Н.П. Богданов-Бельский. У дверей школы
Н.П. Богданов-Бельский. У дверей школы


Жизнь старой деревни отражена в картине Ивана Семеновича Казакова (1873—1935) «В приемной сельской больницы» (1898). В традициях обличительных произведений 70-х гг. он с суровой правдивостью рассказал о нищете и страданиях крестьян, о нелегкой работе земских врачей.

Многие живописцы младшего поколения, участвовавшие в передвижных выставках 1890 — 1900-х гг., сохраняя характерный для передвижничества интерес к бытовым сюжетам из жизни простых людей, стремились обогатить создаваемые ими образы с помощью новых художественных приемов. Типичны в этом отношении решенные в светлой колористической гамме картины Александра Викторовича Моравова (1878 — 1951) — «Мать» (1902) и Лукиана Васильевича Попова (1873 — 1914) — «Своя компания» (1904).

Особенно интересным живописным терпением отличается драматическая по содержанию картина Василия Никитича Мешкова (1867 — 1946) — «Ослепший художник» (1898).

Константин Егорович Маковский

Константин Егорович Маковский (1839 — 1915) был в числе четырнадцати художников, вышедших в 1863 г. из Академии; непродолжительное время он состоял членом Петербургской артели художников, а затем членом Товарищества передвижных выставок. Демократические тенденции в его творчестве (правда, и вначале проявившиеся несколько поверхностно) впоследствии уступили место чертам салонности, стремлению к внешней красивости.

К.Е. Маковский. Вдовушка
К.Е. Маковский. Вдовушка

В 60-х гг. Маковский выступил с бытовыми картинами, близкими по своей тематике к работам передовых художников того времени. Таковы — «Вдовушка» (1865) и большая картина «Балаганы на Адмиралтейской площади» (1869). Живописцем верно подмечены и переданы многочисленные, типичные для масленичных гуляний, бытовые сцены. Метко охарактеризованы различные типы городского населения. Особенно привлекают внимание толстая купчиха, заглядевшаяся на занимательное зрелище, оборванные ребятишки, окоченевший от холода, пытающийся согреться сбитнем балаганный актер. Мастерски воспроизведена морозная дымка, сквозь которую вырисовываются очертания Зимнего дворца.

К. Маковский является автором многочисленных портретов. Среди них выделяются глубиной характеристики портреты художника А. А. Попова (1863) и ученого Н. И. Костомарова (1883).


И.Н.Новоуспенский



Далее: Скульптура последней четверти XIX века

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство второй половины XIX века   → Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX века  


Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта