Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Василий Васильевич Верещагин

Особое место в русском искусстве занимает творчество Василия Васильевича Верещагина (1842 — 1904). Он никогда не был членом Товарищества передвижников, устраивал обычно свои собственные выставки и держался как будто в стороне от основных художественных группировок, но по существу всегда оставался в лагере наиболее прогрессивных художественных сил.

Будучи по образованию морским офицером, участником военных походов и человеком большой личной храбрости, Верещагин посвятил жизнь борьбе против войны, разоблачая в своих картинах ее жестокость и дикость. «Одни, — говорил он,— распространяют идею мира своим увлекательным мощным словом, другие выставляют в защиту ее разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок». Оружием борьбы Верещагина против войны была правда о войне, высказанная в художественных образах.

Для раннего периода творчества Верещагина-баталиста характерны картины из так называемой Туркестанской серии — «После удачи» и «После неудачи» (1868), в которых художник, показывая жестокую правду войны, разоблачал сопутствующие ей варварство и бесчеловечность.

В.В. Верещагин. После удачи
В.В. Верещагин. После удачи

Верещагин много путешествовал. Его живо интересовал быт разных народов, их художественная культура, политические проблемы. Во время путешествия по Индии и Тибету, осуществленного в 1874 — 1876 rr., Верещагин, помимо нескольких больших картин, сделал много тщательно разработанных натурных этюдов, в которых запечатлел характерные черточки быта, своеобразие и неповторимую красоту древних архитектурных памятников. Образцом таких этюдов является «Колоннада в Дхсаитском храме».

В.В. Верещагин. Скобелев под Шипкой
В.В. Верещагин. Скобелев под Шипкой. Шейново

Будучи участником русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг., принесшей Болгарии освобождение от гнета султанской Турции, Верещагин создал серию картин, посвященную героической борьбе русских солдат на Балканах. В Русском музее эта серия представлена картиной «Скобелев под Шипкой. Шейново». На ней изображен объезд генералом М. Д. Скобелевым войск после победы над турками у деревни Шейново в районе Шипкинского перевала. Сурова покрытая снегом долина, по которой скачет перед строем генерал, сопровождаемый свитой со знаменем. А перед взятыми бастионами лежат трупы турецких и русских солдат. Это — та жестокая правда войны, которой художник не скрывал ни в одной из своих картин. Но в картине выражена также и твердость духа, проявленная русскими воинами в этой тяжелой войне. Она ощущается в стройности солдатских шеренг, в стремительном движении скачущих всадников.

Интерес к народному творчеству и понимание его красоты Верещагин проявил во время путешествия в 90-х гг. по северу России. Там им было написано несколько интересных видов старинных деревянных церквей. Некоторые из этих работ представлены во втором зале, посвященном творчеству художника.

В 1903 г. Верещагин путешествовал по Японии и создал там ряд этюдов, отражающих в новой, более живописной манере своеобразие японской архитектуры, природы, быта. Среди них особенно выделяются мастерством и глубиной образов прекрасный «Портрет японского священника», «Храм в Никко», не вполне оконченная картина «Прогулка в лодке».

В.В. Верещагин. Храм в Никко
В.В. Верещагин. Храм в Никко

С началом русско-японской войны Верещагин, верный своему убеждению, что место художника-баталиста на театре военных действий, отправился в Порт-Артур. В апреле 1904 г. он погиб вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве броненосца «Петропавловск».


И.Н.Новоуспенский



Далее: Архип Иванович Куинджи

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство второй половины XIX века   → Василий Васильевич Верещагин  


Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта