Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Алексей Кондратьевич Саврасов

Крупнейшим мастером, одним из основоположников реалистического пейзажа второй половины XIX в. был Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 — 1897). Сын небогатого московского торговца, он получил художественное образование в Московском училище живописи и ваяния. А с 1857 по 1882 г. он сам руководил пейзажным классом училища. Среди его учеников можно назвать таких замечательных художников, как И. Левитан и К. Коровин. Он был также в числе инициаторов создания Товарищества передвижных художественных выставок.

Уже в 50-е гг., непосредственно по окончании училища, им были созданы выдающиеся произведения. Такова, например, написанная в результате поездки на Украину в 1852 г. картина «Степь днем». Полотно, полное света и воздуха, передает особое, ни с чем несравнимое очарование привольной безбрежной степи.

Совершив в 1862 г. большую заграничную поездку с целью осмотра всемирной выставки в Лондоне, Саврасов прожил около трех месяцев в Швейцарии и написал там несколько пейзажей. Единственная из этих работ, дошедшая до нашего времени, представлена в Русском музее. Это картина «Вид в Швейцарских Альпах». В изображении одной из сверкающих снежных вершин Бернских Альп величественность мотива сочетается с убедительной достоверностью его трактовки.

Саврасов прошел большой и сложный путь творческого развития. Постепенное углубление и обогащение реалистического метода привело его к созданию в 1871 г. знаменитой картины «Грачи прилетели», привлекшей всеобщее внимание и симпатии на первой передвижной выставке (ныне картина находится в Третьяковской галерее). Обыденный типично русский мотив весенней сельской природы трактован в ней с проникновенным поэтическим лиризмом.

70-е гг. были для Саврасова порой наивысшего творческого расцвета. К этому времени и относится большинство его произведений, представленных в Русском музее.

А.К.Саврасов. Разлив Волги под Ярославлем
А.К.Саврасов. Разлив Волги под Ярославлем
Государственный Русский музей

Картина «Разлив Волги под Ярославлем» написана в ту же, проведенную Саврасовым на Волге, весну, когда появились и «Грачи». В ней передана особая поэтичность природы средней России в это время года, чувствуется простор волжского пейзажа. Разлившиеся в могучем половодье воды затопили берега. Люди в лодке, пробивающейся сквозь льдины к полузатопленному поселку, противостоят в своей напряженной борьбе грозной стихии.

«Радуга» (1875) — один из лучших пейзажей Саврасова. В нем прекрасно переданы свежесть зелени, сияние светлой и легкой радуги, вспыхнувшей на уходящих тучах, голубизна приоткрывшегося из-за облаков неба. В обычной русской природе Саврасов открывает высокую красоту и неповторимую поэтическую прелесть.

А.К.Саврасов. Весна. Вид на Кремль
А.К.Саврасов. Разлив Волги под Ярославлем
Государственный Русский музей

К лучшим картинам Саврасова принадлежит также «Весна. Вид на Кремль» (1873). Городскому виду в центре Москвы художник придал характер почти сельского пей««жа. Ощущение весеннего тепла и света вызывает легкая и светлая живопись, которая сближает эту работу с «Грачами».

Творчество Саврасова сыграло огромную роль в русской пейзажной живописи. «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле», — писал его ученик и замечательный пейзажист И. И. Левитан, преклонявшийся перед памятью учителя.


И.Н.Новоуспенский



Далее: Иван Иванович Шишкин

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство второй половины XIX века   → Алексей Кондратьевич Саврасов  


Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрФранц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта