Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Архип Иванович Куинджи

Творчество пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи (1842 — 1910) также занимает несколько особое место в общем ряду значительнейших явлений русской живописи.

Красота родной природы открылась в его пейзажах новой своей стороной, почти не отраженной в произведениях его современников. Предметом художественных интересов этого очень своеобразного мастера были чаще всего пламенеющие закаты, сияние лунных ночей, блеск освещенных солнцем вершин, свет радуги на фоне темных туч. В передаче эффектов освещения и цветовых контрастов Куинджи достигал поразительной колористической насыщенности.

Для раннего творчества Куинджи характерна картина «Осенняя распутица» (1872), где мастерски переданы жемчужная пелена тумана и тусклый свет, пронизывающий влажный воздух.

Мотивы насыщенного контрастного освещения, вызывавшие у современников восхищение невиданным дотоле исполнением, начали преобладать в картинах Куинджи во второй половине 70-х годов. На выставках тогда появились одна за другой картины: «Украинская ночь», «Вечер на Украине», «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре», неизменно вызывавшие широкий интерес публики и художественной критики.

А.И. Куинджи. Вечер на Украине
А.И. Куинджи. Вечер на Украине

В «Вечере на Украине» (1878, частично переписана в 1901) изображен украинский хуторок в часы солнечного заката. Розовый свет ложится на стены белых мазанок, придает зелени деревьев темно-гранатовый оттенок. Глубокие тени, в которые погружены окружающие хуторок сады и холмы, еще более подчеркивают интенсивность и чистоту цвета. Поэзия летнего вечера передана оригинально и ярко.

А.И. Куинджи. Лунная ночь на Днепре
А.И. Куинджи. Лунная ночь на Днепре

В «Лунной ночи на Днепре» (1880) хорошо выражено настроение светлой летней ночи на Украине. По берегам реки ютятся едва приметные в ночном полумраке хатки. Поэтически рисуются на светлом фоне силуэты ветряных мельниц. С поразительным мастерством воспроизведено зеленовато-серебристое свечение залитого лунным светом Днепра.

С 1882 г. Куинджи перестал выставлять свои работы, целиком углубившись в художественные эксперименты, целью которых были поиски средств наиболее правдивой и выразительной передачи оттенков света и цветовых сочетаний, наблюдаемых в природе. Много работая на натуре и в мастерской по памяти и воображению, он создал сотни замечательных этюдов. Совершенство и законченность композиционного замысла и живописного решения, вообще характерные для Куинджи, делают их настоящими маленькими картинами, имеющими самостоятельное художественное значение.


И.Н.Новоуспенский


Читайте также:

«Архип Куинджи» в Третьяковской галерее«Архип Куинджи» в Третьяковской галерее
Биография Куинджи - роман о терниях обучения и восхождения к статусу художника. Мальчишка из бедной семьи, рано оставшийся сиротой, много лет работал ретушёром в фотографических ателье, продолжая рисовать и рисовать на любой подходящей поверхности, любым подходящим материалом. Только в двадцать восемь лет он получил звание неклассного художника и стал вольнослушателем Императорской Академии художеств.




Далее: Исаак Ильич Левитан

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство второй половины XIX века   → Архип Иванович Куинджи  


Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта