Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Иван Николаевич Крамской

Глубоким демократизмом проникнуто творчество одного пз самых крупных русских художников, идейного вождя передвижников, Ивана Николаевича Крамского (1837 — 1887) Выдающийся общественный деятель, теоретик и критик, Крамской в многочисленных статьях, беседах с художниками, письмах пропагандировал взгляды, выражающие самую суть демократического реалистического искусства.

Крамской родился в Острогожске (Воронежской губ.), а семье бедного писца и с ранних лет своим трудом зарабатывал средства к существованию. Юношей он начал работать ретушером у фотографов. С 1857 г. Крамской учился а Академии художеств, которую покинул в 1863 г. во главе четырнадцати художников-«протестантов».

И.Н.Крамской. Портрет И.И.Шишкина
И.Н.Крамской. Портрет И.И.Шишкина
Государственный Русский музей


Как художник Крамской работал преимущественно в области портрета, наиболее последовательно выразив в своем творчестве основные представления художников-демократов о задачах и сущности портретного жанра. Исходя из основных положений реалистической эстетики, эти художники старались правдиво воссоздать обычный, повседневный облик человека и раскрыть его внутреннее духовное содержание, индивидуальный характер, социальную сущность. Крамской создал большую галерею портретов передовых деятелей культуры — художников, писателей, ученых, образы которых особенно привлекали его.

Одна из лучших работ — портрет пейзажиста И. И. Шишкина (1880). Замечательный русский художник запечатлен в характерной для него естественной непринужденной позе, как бы остановившимся на минуту, чтобы выслушать собеседника. У него открытое, умное и доброе лицо. Лучистые глаза смотрят зорко и чуть строго. Во всем облике изображенного, в спокойно сдержанной живописи портрета нет ничего, что отвлекало бы от основного содержания образа. Перед нами цельный, индивидуальный и в то же время, несомненно, типический характер.

И.Н.Крамской. Портрет М. М. Антокольского
И.Н.Крамской. Портрет М.М.Антокольского
Государственный Русский музей


Среди лучших произведений Крамского следует также отметить портреты скульптора М. М. Антокольского (1876), художника В. Г. Перова (начало 80-х гг.), философа В. С. Соловьева (1885), астронома О. В. Струве (1886) .

И.Н.Крамской. Портрет Мины Моисеева
И.Н.Крамской. Портрет Мины Моисеева
Государственный Русский музей


Помимо портретов деятелей культуры, Крамской создал несколько замечательных образов русских крестьян, занимающих особое место в его творчестве. К лучшим из них относится портрет Мины Моисеева (1882), являющийся подготовительной работой к картине «Крестьянин с уздечкой» (Киевский государственный музей русского искусства). Внимательно, с чувством особой теплоты написал художник изборожденное морщинами лицо старика, его теплую, немного лукавую улыбку. В индивидуальном облике этого душевного, сердечного, наделенного острым умом человека раскрыты типичные черты русского крестьянина. Красивая живопись портрета, решенного в благородных серо-голубых тонах, еще более усиливает его эмоциональную выразительность.

В основе содержания нескольких сюжетных картин, написанных Крамским, лежит обычно глубокий анализ человеческих переживаний. Таково «Неутешное горе» (1883; один из предварительных вариантов картины, находящейся в Третьяковской галерее). Безысходное горе женщины, потерявшей ребенка, отражено в ее сосредоточенном взгляде, в напряженно-неподвижной позе. Оно ощущается во всем сурово-сдержанном живописном строе картины.


И.Н.Новоуспенский



Далее: Историческая живопись второй половины XIX века

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство второй половины XIX века   → Иван Николаевич Крамской  


Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрФранц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта