Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Реализм в скульптуре второй половины XIX века

Параллельно с развитием живописных жанров новые сюжеты и темы появляются в скульптурных работах. Парадные бюсты и ростовые портреты остаются уделом консерваторов, а плеяда молодых скульпторов берётся за самые разные сюжеты и композиции. Прежде всего скульпторы обращаются к образам, до определённого этапа не попадавших в поле зрения ваятелей, особенно придворного круга (а других, фактически, и не было). В скульптуру проникают различные народные и простые сюжеты, скульптуры экспериментируют и с традиционными техниками, активно используя новые приёмы выразительности.

Федор Федорович Каменский

Cкульптур Федор Федорович Каменский (1838 — 1913), обращаясь к обыденным явлениям жизни, показывает благородство и красоту чувств и переживаний простого человека.

Трогателен своей непосредственностью босой крестьянский мальчик в статуе «Молодой скульптор» (1866,мрамор). Упорный и пытливый, он целиком погружен в увлекательную работу.

В группе «Вдова с ребенком» (1867, гипс) поэтично выражено матерински нежное отношение женщины к ребенку и мягкое лирическое чувство грусти.

Ф.Ф.Каменский. Первый шаг
Ф.Ф.Каменский. Первый шаг
Государственный Русский музей

Еще более эмоционально группа «Первый шаг» (1872,мрамор). Опустившись на колено, молодая женщина с любовью п волнением наблюдает за малышом, делающим первые шаги. Но для Каменского это не только жанровый мотив.

По замыслу скульптора, первые шаги ребенка, его игрушки: карандаш и паровоз с надписью «прогресс», а также учебные пособия и инструменты на пьедестале должны были символизировать движение России по пути промышленного развития.


Матвей Афанасьевич Чижов

Идеи критического реализма в скульптуре второй половины XIX в. нашли наиболее яркое выражение в творчестве Матвея Афанасьевича Чижова (1838 — 1916).

Уже в программной академической работе «Киевлянин с уздечкой, пробегающий через стан печенегов» ' (1865, бронза) Чижов трактует исторический эпизод как волнующее реальное событие.

Сюжетом для этой скульптуры послужил полулегендарной эпизод, уже знакомый зрителям по картине А. И. Иванова, находящейся в зале 14.

В первые годы творческой деятельности Чижов энергично утверждает бытовой жанр в русской скульптуре, обращаясь к темам из крестьянской жизни.

М.А.Чижов. Крестьянин в беде
М.А.Чижов. Крестьянин в беде
Государственный Русский музей

В группе «Крестьянин в беде» (1872, бронза) искренне, с болыпим сочувствием передано горе подавленного несчастьем и нуждой крестьянина-погорельца. Группа близка к бытовым картинам передвижников.

В серии бюстов деятелей культуры того времени Чижов стремится к правде и естественности. Таковы портреты известных маринистов И. К. Айвазовского (1873, мрамор) и А. П. Боголюбова (1872, терракота), архитектора В. А. Коссова (1871, терракота).

Евгений Александрович Лансере

Для известного скульптора Евгения Александровича Лансере (1848—1886) характерны небольшие, детально проработанные статуэтки и группы, изображающие преимущественно всадников-казаков, башкир, киргизов, черкесов. Во время многочисленных путешествий Лансере внимательно изучал жизнь народностей, населяющих Россию. Отсюда убедительность и этнографическая точность в воспроизведении им бытовых и военных сценок, типов, костюмов.

Е.А.Лансере. Киргизский косяк на отдыхе
Е.А.Лансере. Киргизский косяк на отдыхе
Государственный Русский музей

Драматическим повествованием о военных событиях явилась группа «Запорожец после битвы» (1873, бронза). С тонким пониманием характера людей, окружающей их природы и знанием повадок животных вылеплены сложные многофигурные композиции: «Киргизский косяк на отдыхе» (1880, бронза), «Донские казаки — фуражиры» (1878, бронза). В своем творчестве Лансере обращался и к историческим темам. С романтической приподнятостью и исторической достоверностью исполнен им «Царский сокольничий XVII века» (1872, бронза).


И.Н.Новоуспенский



Далее: Алексей Кондратьевич Саврасов

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство второй половины XIX века   → Реализм в скульптуре второй половины XIX века  


Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрФранц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта