Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Исаак Ильич Левитан

Произведения Исаака Ильича Левитана (1860 — 1900), ученика и продолжателя Саврасова и Поленова, принадлежат к числу самых высоких достижений русской пейзажной живописи. Картины Левитана глубоки по содержанию и очень просты и ясны по форме. Переживание человеком многообразной красоты родной природы нашло в них наиболее полное поэтическое выражение.

И.И. Левитан. Заросший пруд
И.И. Левитан. Заросший пруд

В полотнах, написанных Левитаном в 80-х гг., вскоре после окончания Училища живописи, ваяния и зодчества, чаще всего изображался тот или иной замкнутый уголок природы и поэтически воспроизводилась его своеобразная индивидуальная жизнь. Таков «Заросший пруд» (1887), в котором хорошо передана дремотная тишина, царящая над зарастающим, обрамленным склонившимися ивами водоемом.

И.И. Левитан. Золотая осень. Слободка
И.И. Левитан. Золотая осень. Слободка

Значительно более обобщенный образ природы создан в пейзаже 1889 г. «Золотая осень. Слободка». Красота столь любимой художником русской осени нашла здесь тонкое и глубокое выражение. Чистым светлым золотом горит молодая березка, растущая среди крестьянских огородов. Осенний воздух прозрачен, отчетливо видны лесные дали нежных голубоватых и розоватых тонов. Спокойно и ясно чистое небо с едва приметными облачками. В простом и даже как будто бы «прозаическом» мотиве, в облике маленькой деревеньки художник увидел настоящую красоту и поэзию. «Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, — его душу, его очарование», — писал современник и товарищ Левитана по училищу художник М. В. Нестеров.

И.И. Левитан. Хмурый день
И.И. Левитан. Хмурый день

Очень ясно эта одухотворенность ощущается в замечательной пастели «Хмурый день» (1895). Ее сюжет предельно прост и лаконично выражен. Над помрачневшим холодным озером ветер гонит низкие влажные облака, клонит тростники у берега, рябит воду. Облака и озеро занимают почти все пространство картины, только вдали видна узкая полоска берега. В пейзаже чувствуется величавая широта русской природы, грустной и неприветливой в этот пасмурный, ветреный день. Левитан со свойственным ему мастерством сумел передать богатство мягких сероватых тонов облачного дня, певучесть плавной линии горизонта, красоту я значительность бесконечного движения воды и облаков.

Изобразив на переднем плане склоненные ветром тростники, он нашел ту характерную деталь, которая сообщает конкретность художественному образу и оживляет его. Умелое использование деталей и удивительная лаконичность образов были столь же типичны для И. И. Левитана, как и для его друга А. П. Чехова, близкого ему по творческому методу.

В совершенстве владея техникой пастельной живописи, Левитан умел передавать в своих картинах, исполненных в этой технике, тончайшие оттенки настроения и воспроизводил все бесконечное многообразие красок природы. Среди этих работ «Луг на опушке леса» (1898) привлекает особенной чистотой и свежестью тонов зелени, поэтическим очарованием усыпанной белыми и голубыми цветами поляны.

И.И. Левитан. Сумерки. Луна
И.И. Левитан. Сумерки. Луна

В картине «Лунная ночь. Деревня» (i897) создано ощущение ночной тишины, опустившейся на озаренную холодным лунным светом деревню. Тишину и грустную задумчивость вечера с поразительным лаконизмом передал Левитан в одной из самых поздних картин «Сумерки. Луна» (1899).

В последней, оставшейся не вполне законченной картине «Озеро» (1900) художник стремился создать обобщенный образ русской природы. Спокойным и величественным предстает здесь большое озеро, в ясной глади которого отражаются плывущие по голубому небу вереницы облаков. Ветер чуть тронул воду темно-синей рябью и слегка наклонил камыши, на землю и воду легли прозрачные тени от облаков. По берегам виднеются серые избы деревень, белые колокольни церквей на погостах да узкие полоски крестьянских пашен. В этой элегически спокойной, задумчивой и в то же время светлой и радостной картине художник выразил свои представления о родине.


И.Н.Новоуспенский



Далее: Батальная живопись и сюжеты о войне

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство второй половины XIX века   → Исаак Ильич Левитан  


Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта