Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Академическая живопись середины и второй половины XIX векаКонсерватизм Академии художеств представлял в ХIХв. внушительную и активную силу. Развитие русского реалистического искусства, по крайней мере в течение последних трех четвертей века, шло под знаком борьбы с Академией — ее традициями, ее устоями. Борьба эта принимала все более ожесточенный характер, потому что авторитет Академии был велик, ее права неограниченны, а художественные силы, представляющие или поддерживающие ее, весьма значительны. Во второй половине XIX в. одним из проявлений тормозящей роли Академии в развитии национального искусства была система подготовки художественных кадров. Основой этой системы являлись устарелые методы обучения, превращенные в догму, и всемерная изоляция молодых художников от жизни с ее запросами и чаяниями. Особо культивируемый Академией исторический род живописи (который включал также религиозные и мифологические сюжеты) с точки зрения ее руководителей был полезен, как средство отвлечения от насущных нужд современности, как противопоставление «высокого, чистого» искусства «низменной обыденщине» жизни. Такая система обучения гибельно влияла на десятки и сотни академических воспитанников. Сравнительно немногие из них оказались способными проявить живые творческие устремления в той исторической тематике, которую подсказывала им Академия. Генрих Ипполитович Семирадский (1843 — 1902)В последней четверти XIX в. из числа выращенных Академией художников выдвинулся Генрих Ипполитович Семирадский (1843 — 1902), автор картин, посвященных быту и истории древних народов.
Характерным примером разработки художником исторической темы служит картина «Фрина на празднике в честь бога морей Посейдона» (1889). В основу сюжета легло сказание об афинской красавице Фрине, обвиненной в кощунстве за то, что она изображала богиню Афродиту; судьи, покоренные красотой Фрины, оправдали ее. Лучшие качества художника — большое профессиональное умение и живописный талант, с которым, прежде всего, написана вся «пейзажная» часть картины. Семирадский обнаружил также достаточное знание археологии, что позволило ему убедительно, внешне достоверно передать историческую сцену. Однако в целом картина носит неизгладимый отпечаток салонной красивости и декоративизма. Поверхностное толкование темы обычно для творчества Семирадского. Отсюда присущая его произведениям незначительность идейного содержания, которую не могут сгладить ни размеры картины, ни эффектное владение кистью. Именно это вызывало резкое и справедливое осуждение Семирадского передовыми деятелями русской культуры — Стасовым, Крамским, Репиным и другими. Константин Дмитриевич Флавицкий (1830 — 1866)Рано умерший Константин Дмитриевич Флавицкий (1830 — 1866) принадлежал к числу немногих художников Академии, сумевших преодолеть строго задаваемые шаблоны. Картину «Христианские мученики в Колизее» (1862) художник написал в Италии, куда был послан в качестве пенсионера.
Академия вкладывала в эту тему религиозно-этическое содержание, реакционную идею возвеличения христианства. Элементы такого характера имеются и в картине Флавицкого (например, в образе фанатика — человека с крестом в руке, увлекающего за собой на арену ребенка). Но в основном художник раскрывает данную тему с точки зрения гуманистической морали, восстает против жестокого и бессмысленного истребления людей, среди которых были дети, женщины и старики. Флавицкий стремился показать психологическое состояние своих героев, ожидающих смерти и проявляющих в эти трагические минуты глубоко человеческие чувства. В большинстве случаев художник сумел избежать в передаче чувств оттенка религиозного экстаза или изуверства, на что наталкивала академическая тема. Г.В. Смирнов Далее: Идеи критического реализма и передвижники
| Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |