Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Алексей Кондратьевич СаврасовКрупнейшим мастером, одним из основоположников реалистического пейзажа второй половины XIX в. был Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 — 1897). Сын небогатого московского торговца, он получил художественное образование в Московском училище живописи и ваяния. А с 1857 по 1882 г. он сам руководил пейзажным классом училища. Среди его учеников можно назвать таких замечательных художников, как И. Левитан и К. Коровин. Он был также в числе инициаторов создания Товарищества передвижных художественных выставок. Уже в 50-е гг., непосредственно по окончании училища, им были созданы выдающиеся произведения. Такова, например, написанная в результате поездки на Украину в 1852 г. картина «Степь днем». Полотно, полное света и воздуха, передает особое, ни с чем несравнимое очарование привольной безбрежной степи. Совершив в 1862 г. большую заграничную поездку с целью осмотра всемирной выставки в Лондоне, Саврасов прожил около трех месяцев в Швейцарии и написал там несколько пейзажей. Единственная из этих работ, дошедшая до нашего времени, представлена в Русском музее. Это картина «Вид в Швейцарских Альпах». В изображении одной из сверкающих снежных вершин Бернских Альп величественность мотива сочетается с убедительной достоверностью его трактовки. Саврасов прошел большой и сложный путь творческого развития. Постепенное углубление и обогащение реалистического метода привело его к созданию в 1871 г. знаменитой картины «Грачи прилетели», привлекшей всеобщее внимание и симпатии на первой передвижной выставке (ныне картина находится в Третьяковской галерее). Обыденный типично русский мотив весенней сельской природы трактован в ней с проникновенным поэтическим лиризмом. 70-е гг. были для Саврасова порой наивысшего творческого расцвета. К этому времени и относится большинство его произведений, представленных в Русском музее.
Картина «Разлив Волги под Ярославлем» написана в ту же, проведенную Саврасовым на Волге, весну, когда появились и «Грачи». В ней передана особая поэтичность природы средней России в это время года, чувствуется простор волжского пейзажа. Разлившиеся в могучем половодье воды затопили берега. Люди в лодке, пробивающейся сквозь льдины к полузатопленному поселку, противостоят в своей напряженной борьбе грозной стихии. «Радуга» (1875) — один из лучших пейзажей Саврасова. В нем прекрасно переданы свежесть зелени, сияние светлой и легкой радуги, вспыхнувшей на уходящих тучах, голубизна приоткрывшегося из-за облаков неба. В обычной русской природе Саврасов открывает высокую красоту и неповторимую поэтическую прелесть.
К лучшим картинам Саврасова принадлежит также «Весна. Вид на Кремль» (1873). Городскому виду в центре Москвы художник придал характер почти сельского пей««жа. Ощущение весеннего тепла и света вызывает легкая и светлая живопись, которая сближает эту работу с «Грачами». Творчество Саврасова сыграло огромную роль в русской пейзажной живописи. «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле», — писал его ученик и замечательный пейзажист И. И. Левитан, преклонявшийся перед памятью учителя. И.Н.Новоуспенский Далее: Иван Иванович Шишкин
| Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |