Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Идеи критического реализма и передвижники

В середине XIX в. в России сложилось и вскоре заняло ведущее положение искусство критического реализма. Основы эстетики критического реализма еще в 30 — 40-х гг. разработал В. Г. Белинский, а в середине 50-х гг. их с наибольшей последовательностью и полнотой развил Н. Г. Чернышевский в своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности». Он утверждал, что задача искусства — художественное воспроизведение действительности, правдивое отражение ее реального облика и содержания; что искусство может и должно объяснять явления жизни и выносить им приговор от лица прогрессивных сил общества; оно должно быть национальным и народным, Прекрасное, — говорил Чернышевский, — это жизнь.

Эти мысли стали теоретической основой творчества передовых художников второй половины Х1Х в. Новая эстетика коренным образом отличалась от принципов искусства, все еще утверждавшихся Академией художеств. Академическое руководство продолжало требовать от художников идеализации действительности в соответствии с отжившими уже к тому времени взглядами на искусство, Поэтому вполне естественно, что деятели нового реалистического искусства к числу важнейших своих задач относили активную борьбу против академизма.

В процессе развития искусства критического реализма важную роль играло настойчивое обращение художников к жизненно-важным сюжетам. Их стремление рассказать правду о повседневной жизни простых людей и раскрыть социальный смысл ее явлений закономерно привело к усиленному развитию бытового жанра. Одним из первых проявлений борьбы художника за свободу творчества и за приближение его к жизни стал организованный уход из Академии в ноябре 1863 г. четырнадцати молодых художников, отказавшихся выполнить конкурсную программу на далекую от реальной действительности тему из скандинавской мифологии.

Оканчивая Академию и конкурируя на право получения Большой золотой медали, они требовали предоставления им свободного выбора тем для конкурсных картин. Совет Академии не дал на это согласия, и художники во главе с И. Н. Крамским отказались от конкурса и ушли из Академии.

В состав этой группы, помимо Крамского, вошли 12 живописцев: Б. Б. Вениг, А. К. Григорьев, Н. Д. Дмитриев, Ф. С. Журавлев, А. И. Корзухин, К. В. Лемох, А. Д. Литовченко, К. Е. Маковский, A. И. Морозов, М. И. Песков, Н. П. Петров, Н. С. Шустов и скульптор В. П. Крейтан.

Вскоре они создали Петербургскую артель художников, несколько напоминавшую по своей организации утопические бытовые коммуны из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Деятельность артели, явившейся первым в России творческим объединением художников. сыграла важную роль в формировании и распространении передовых эстетических взглядов. Особенно большое значение имели происходившие по четвергам общие собрания я артели, в которых принимали участие также другие прогрессивно настроенные художники и ученики Академии.

Для художников-демократов 60-х гг. правдивое отражение действительности означало главным образом критику социальной несправедливости. В 70-х гг. перед искусством встали новые, более широкие проблемы. Социальное обличение продолжало оставаться столь же насущной задачей, но теперь оно стало более углубленным и разносторонним. Вместе с тем, большое место в творчестве передовых художников заняло утверждение положительных образов, которые они увидели в самом народе, в его жизни, в родной природе. С революционным подъемом конца 70 — начала 80-х гг. связано создание лучшими художниками героических образов революционеров.

Художники-передвижники
Художники-передвижники
Государственный Русский музей


Новые черты русского искусства получили яркое воплощение в творчестве членов Товарищества передвижных художественных выставок. Оно возникло в 1870 г. по инициативе Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, Н. Н. Ге, И. Н. Крамского и некоторых других мастеров и объединило подавляющее большинство передовых деятелей искусства России. Передвижничество быстро превратилось в широкое общественное художественное движение и стало синонимом всего прогрессивного в искусстве своего времени. На ежегодно устраивавшихся Товариществом выставках показывались лучшие картины, рисунки и скульптуры членов и так называемых экспонентов Товарищества, притом не только в Петербурге и Москве, но и в других городах России. Идейными вождями передвижников стали художник И. Н. Крамской и критик В. В. Стасов.

Расцвет реалистического искусства отозвался и на состоянии художественного образования в стране. Наиболее благоприятная для формирования художников-реалистов обстановка сложилась в Московском училище живописи и ваяния (создано в 1833 г., с 1865 г. — Училище живописи, ваяния и зодчества). В нем преподавали преимущественно прогрессивно настроенные художники, обращавшие особенное внимание учеников на связь искусства с жизнью, на изучение и правдивое изображение натуры. С 70-х гг. основной контингент педагогов училища состоял из передвижников, окончательно превративших московскую школу в оплот реалистического искусства.

В Академии художеств преподавание велось по-прежнему в значительной мере на основе идеалистической эстетики. Однако и сюда начинали проникать идеи реализма, особенно ясно проявившиеся в системе преподавания замечательного художника-педагога П. П. Чистякова. Лучшие из учеников Академии, усваивая основы профессионального мастерства и одновременно преодолевая под воздействием прогрессивных идей реакционные эстетические доктрины, становились затем выдающимися представителями реалистического искусства.

Характеризуя значение передвижничества для истории русской художественной культуры, необходимо подчеркнуть, что его нельзя рассматривать, как некое монолитное движение, сохранявшее свою сущность неизменной за все пятьдесят три года существования. Уже в 80-х гг. в нем ясно обозначился процесс расслоения. Творчество части членов товарищества утратило общественную остроту, а вместе с тем и художественную силу. Это относится к К. В. Лемоху, Н. П. Богданову-Бельскому, Н. К. Бодаревскому и др. Принципы критического реализма продолжали развиваться и совершенствоваться мастерами наиболее выдающегося дарования. Созданные именно в этот период произведения таких корифеев русского искусства, как И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, стоят на уровне гениальных художественных открытий и обобщений.


И.Н.Новоуспенский



Далее: Василий Григорьевич Перов

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство второй половины XIX века   → Идеи критического реализма и передвижники  


Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта