Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Исаак Ильич ЛевитанПроизведения Исаака Ильича Левитана (1860 — 1900), ученика и продолжателя Саврасова и Поленова, принадлежат к числу самых высоких достижений русской пейзажной живописи. Картины Левитана глубоки по содержанию и очень просты и ясны по форме. Переживание человеком многообразной красоты родной природы нашло в них наиболее полное поэтическое выражение.
В полотнах, написанных Левитаном в 80-х гг., вскоре после окончания Училища живописи, ваяния и зодчества, чаще всего изображался тот или иной замкнутый уголок природы и поэтически воспроизводилась его своеобразная индивидуальная жизнь. Таков «Заросший пруд» (1887), в котором хорошо передана дремотная тишина, царящая над зарастающим, обрамленным склонившимися ивами водоемом.
Значительно более обобщенный образ природы создан в пейзаже 1889 г. «Золотая осень. Слободка». Красота столь любимой художником русской осени нашла здесь тонкое и глубокое выражение. Чистым светлым золотом горит молодая березка, растущая среди крестьянских огородов. Осенний воздух прозрачен, отчетливо видны лесные дали нежных голубоватых и розоватых тонов. Спокойно и ясно чистое небо с едва приметными облачками. В простом и даже как будто бы «прозаическом» мотиве, в облике маленькой деревеньки художник увидел настоящую красоту и поэзию. «Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, — его душу, его очарование», — писал современник и товарищ Левитана по училищу художник М. В. Нестеров.
Очень ясно эта одухотворенность ощущается в замечательной пастели «Хмурый день» (1895). Ее сюжет предельно прост и лаконично выражен. Над помрачневшим холодным озером ветер гонит низкие влажные облака, клонит тростники у берега, рябит воду. Облака и озеро занимают почти все пространство картины, только вдали видна узкая полоска берега. В пейзаже чувствуется величавая широта русской природы, грустной и неприветливой в этот пасмурный, ветреный день. Левитан со свойственным ему мастерством сумел передать богатство мягких сероватых тонов облачного дня, певучесть плавной линии горизонта, красоту я значительность бесконечного движения воды и облаков. Изобразив на переднем плане склоненные ветром тростники, он нашел ту характерную деталь, которая сообщает конкретность художественному образу и оживляет его. Умелое использование деталей и удивительная лаконичность образов были столь же типичны для И. И. Левитана, как и для его друга А. П. Чехова, близкого ему по творческому методу. В совершенстве владея техникой пастельной живописи, Левитан умел передавать в своих картинах, исполненных в этой технике, тончайшие оттенки настроения и воспроизводил все бесконечное многообразие красок природы. Среди этих работ «Луг на опушке леса» (1898) привлекает особенной чистотой и свежестью тонов зелени, поэтическим очарованием усыпанной белыми и голубыми цветами поляны.
В картине «Лунная ночь. Деревня» (i897) создано ощущение ночной тишины, опустившейся на озаренную холодным лунным светом деревню. Тишину и грустную задумчивость вечера с поразительным лаконизмом передал Левитан в одной из самых поздних картин «Сумерки. Луна» (1899). В последней, оставшейся не вполне законченной картине «Озеро» (1900) художник стремился создать обобщенный образ русской природы. Спокойным и величественным предстает здесь большое озеро, в ясной глади которого отражаются плывущие по голубому небу вереницы облаков. Ветер чуть тронул воду темно-синей рябью и слегка наклонил камыши, на землю и воду легли прозрачные тени от облаков. По берегам виднеются серые избы деревень, белые колокольни церквей на погостах да узкие полоски крестьянских пашен. В этой элегически спокойной, задумчивой и в то же время светлой и радостной картине художник выразил свои представления о родине. И.Н.Новоуспенский Далее: Батальная живопись и сюжеты о войне
| Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |