Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Историческая живопись второй половины XIX векаУтверждение в искусстве второй половины XIX в. новых эстетических принципов внесло коренные изменения в понимание и трактовку исторической темы. Складывалось новое представление о сущности исторической картины, резко отличное от официально-академического. Художники демократического направления отказались от конструирования условно-героических композиций. Они стремились проникнуть в суть исторических событий, верно воспроизвести облик эпохи, характеры героев. В 60-е гг. дорогу развитию реалистической исторической картины прокладывал не только Ге, но и некоторые другие художники. Особенно интересно в этом отношении творчество П П Чистякова. Павел Петрович ЧистяковПавел Петрович Чистяков (1832 — 1919) сыграл важную роль в истории русского искусства главным образом как педагог — учитель И. Е. Репина, В. И, Сурикова, В. Д. Поленова, В. М. Васнецова, В. А. Серова, М. А. Врубеля и многих других замечательных художников, Будучи профессором Академии, Чистяков создал прогрессивную систему преподавания, отстаивая реалистическое понимание задач искусства и стремясь сохранить в то же время лучшие традиции школы.
В 1866 г. Чистяков, кончая Академию, выступил в числе конкурентов на Большую золотую медаль. Советом Академии была предложена программа «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе князя Василия II Темного срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно». Подобные темы в Академии решались обычно в плане классицистической или романтической героизации. Чистяков одним из первых преодолел эту традицию и постарался изобразить событие из истории старых княжеских распрей так, как оно могло бы происходить в действительности. И хотя в картине сохранилось немало академической условности, на полотне появились не только верно изображенные древнерусские одежды и утварь, но и живые человеческие характеры в драматическом столкновении. Вячеслав Григорьевич ШварцПервым выдающимся мастером, посвятившим все свое творчество русской истории, был основоположник реалистической исторической живописи в России — Вячеслав Григорьевич Шварц, (1838 — 1869). В конце 50-х гг. Шварц,чиновник в Петербурге, одновременно учился в Академии художеств. В 1861 г. художник написал картину «Иван Грозный у тела убитого им сына», которую В. В. Стасов назвал первой подлинно русской исторической картиной. В ней верно выражен самый дух времени, созданы правдивые образы Грозного и бояр.
Присущее художникам 60-х гг. стремление к отражению в искусстве повседневности проявилось и в исторической живописи Шварца. В этом отношении характерна его небольшая картина «Сцена из домашнего быта русских царей» (1865). Художник изобразил царя Алексея Михайловича играющим в шахматы с одним из приближенных бояр. Все в этой сцене имеет подчеркнуто бытовой характер. В работах Шварца впервые в русской исторической живописи появились простая человечность и обыденность. Другие художникиВ области исторической живописи работал также Александр Дмитриевич Литовченко (1835 — 1890). Но его произведения менее глубоки. В них передана главным образом лишь внешняя сторона изображаемого события. Одна из наиболее известных его картин — «Царь Иоанн Грозный показывает сокровища английскому послу Герсею» (1875) . Тщательно выписаны здесь лишь многочисленные подробности архитектуры, богатые одежды, груды драгоценностей. Характеристики же персонажей поверхностны и маловыразительны. И.Н.Новоуспенский Далее: Жанровая живопись второй половины XIX века
| Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |