Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Иван Иванович ШишкинВыдающимся мастером пейзажа был Иван Иванович Шишкин (1832 — 1898), творчество которого широко представлено в Русском музее. Шишкин родился в небольшом захолустном в те времена городке Елабуге, расположенном на высоком берегу Камы. С 1852 по 1856 год он учился в Московском Училище живописи и ваяния, а затем, до 1860 г., в Академии художеств. С 1871 г. он стал деятельным членом Товарищества передвижных выставок, с которым и было связано все его дальнейшее творчество. В ранних работах Шишкина — «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», «В роще» (обе — 1865), написанных во время его пребывания в Германии и Швейцарии в качестве пенсионера Академии, еще не полностью преодолены черты вношней красивости и некоторая условность живописного вида.
В картине «Лесная глушь» (1872) художник отказался т выбора внешне эффектного мотива и избрал нарочито быденный сюжет. Изображена темная и сырая лесная чаща. На первом плане — покрытые серыми лишайниками ветви старых елей и мягкий покров мха на гниющих стволах давно упавших деревьев. Композиция картины, а также точность в передаче характерных подробностей лесной природы и зеленоватой полутьмы елового леса создают ощущение непосредственного соприкосновения человека с природой. Это ощущение, впервые так ясно выраженное в «Лесной глуши», стало затем отличительной особенностью большинства произведений Шишкина.
К концу 70-х гг. наступил расцвет творчества художника. В многочисленных картинах, созданных Шишкиным в течение двух десятилетий, нашли отражение разнообразие и богатство русской природы, красота ее могучих лесов. Среди принадлежащих Русскому музею произведений Шишкина, созданных в 80-е гг., одно из лучших — «Дубы» (1887). Мощные стволы деревьев четко выделяются на фоне светлой зелени. Характерно причудливое движение ветвей, кружево листвы пронизано светом. Освещенная солнцем поляна с растущими на ней дубами, травы, цветы изображены с поразительной конкретностью. Хорошо передана воздушная дымка, смягчающая контуры дальних деревьев.
Из самых поздних произведений выделяется написанное в 1898 г. и как бы подытоживающее поиски и открытия всей творческой жизни художника монументальное полотно «Корабельная роща». Образ природы здесь с первого же взгляда поражает величественностью и гармоничной ясностью. Ему в высшей степени присуще то сочетание широкого обобщения и предельной конкретности, которое составляет особенность всех лучших произведений Шишкина. Могучие стройные сосны, растущие по песчаным берегам лесной речки, поднимают высоко к небу пышные кроны. Срезав краем картины вершины огромных деревьев, художник подчеркнул, заставил почувствовать их высоту, а ритмичным расположением стволов создал представление о протяженности могучего леса. Густая зелень сосен написана так, что зритель ощущает пушистую пронизанную солнечным светом хвою. Мастерски переданы поверхность гладкой золотистой коры, живая игра светотени на стволах сосен и на усыпанной сухими иглами почве, прозрачная i:труящаяся по каменистому руслу вода и рыхлые песчаные осыпи по берегам. Манящий своей светлой полутенью лес кажется бесконечным, грандиозным и в то же время ласково-гостеприимным. Шишкин оставил обширное художественное наследие, состоящее из сотен картин, множества мастерски исполненных рисунков и гравюр, подробно и всесторонне проработанных, отличающихся совершенством техники. «Человек-школа, верстовой столб в развитии русского пейзажа»,— так называл Шишкина Крамской, подчеркивая выдающееся значение замечательного художника в развитии русского искусства. И.Н.Новоуспенский Далее: Пейзажный жанр
| Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |