Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Иван Николаевич КрамскойГлубоким демократизмом проникнуто творчество одного пз самых крупных русских художников, идейного вождя передвижников, Ивана Николаевича Крамского (1837 — 1887) Выдающийся общественный деятель, теоретик и критик, Крамской в многочисленных статьях, беседах с художниками, письмах пропагандировал взгляды, выражающие самую суть демократического реалистического искусства. Крамской родился в Острогожске (Воронежской губ.), а семье бедного писца и с ранних лет своим трудом зарабатывал средства к существованию. Юношей он начал работать ретушером у фотографов. С 1857 г. Крамской учился а Академии художеств, которую покинул в 1863 г. во главе четырнадцати художников-«протестантов».
Как художник Крамской работал преимущественно в области портрета, наиболее последовательно выразив в своем творчестве основные представления художников-демократов о задачах и сущности портретного жанра. Исходя из основных положений реалистической эстетики, эти художники старались правдиво воссоздать обычный, повседневный облик человека и раскрыть его внутреннее духовное содержание, индивидуальный характер, социальную сущность. Крамской создал большую галерею портретов передовых деятелей культуры — художников, писателей, ученых, образы которых особенно привлекали его. Одна из лучших работ — портрет пейзажиста И. И. Шишкина (1880). Замечательный русский художник запечатлен в характерной для него естественной непринужденной позе, как бы остановившимся на минуту, чтобы выслушать собеседника. У него открытое, умное и доброе лицо. Лучистые глаза смотрят зорко и чуть строго. Во всем облике изображенного, в спокойно сдержанной живописи портрета нет ничего, что отвлекало бы от основного содержания образа. Перед нами цельный, индивидуальный и в то же время, несомненно, типический характер.
Среди лучших произведений Крамского следует также отметить портреты скульптора М. М. Антокольского (1876), художника В. Г. Перова (начало 80-х гг.), философа В. С. Соловьева (1885), астронома О. В. Струве (1886) .
Помимо портретов деятелей культуры, Крамской создал несколько замечательных образов русских крестьян, занимающих особое место в его творчестве. К лучшим из них относится портрет Мины Моисеева (1882), являющийся подготовительной работой к картине «Крестьянин с уздечкой» (Киевский государственный музей русского искусства). Внимательно, с чувством особой теплоты написал художник изборожденное морщинами лицо старика, его теплую, немного лукавую улыбку. В индивидуальном облике этого душевного, сердечного, наделенного острым умом человека раскрыты типичные черты русского крестьянина. Красивая живопись портрета, решенного в благородных серо-голубых тонах, еще более усиливает его эмоциональную выразительность. В основе содержания нескольких сюжетных картин, написанных Крамским, лежит обычно глубокий анализ человеческих переживаний. Таково «Неутешное горе» (1883; один из предварительных вариантов картины, находящейся в Третьяковской галерее). Безысходное горе женщины, потерявшей ребенка, отражено в ее сосредоточенном взгляде, в напряженно-неподвижной позе. Оно ощущается во всем сурово-сдержанном живописном строе картины. И.Н.Новоуспенский Далее: Историческая живопись второй половины XIX века
| Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |