Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Николай Николаевич ГеЗначительная роль в формировании реалистической исторической живописи принадлежит Николаю Николаевичу Ге (l831 — 1894). Художественное образование он получил в петербургской Академии, а с 1871 г. стал участником передвижных выставок и членом правления Товарищества, примкнув к наиболее передовому художественному течению в России.
В ранний период творчества Ге сохранял тесную идейную связь с академической школой. Наиболее ясно это видно в исполненной им программе на Большую золотую мeдаль «Саул у Аэндорской волшебницы» (1857). Сюжет картины заимствован из Библии. Израильский царь Саул о род военным походом, желая узнать свою судьбу, отправляется к волшебнице из Аэндора. Она вызывает тень предка Самуила, предсказывающую Саулу гибель. Чувства и переживания людей переданы посредством сильно аффектированной мимики и жестов, Картина насыщена свето-теневыми и цветовыми контрастами, что было характерно для академической живописи середины века. Иначе подошел художник к решению картины «Тайная вечеря» (1863), сюжет которой по академической традиции был заимствован из Евангелия и в то время воспринимался как исторический. По евангельскому рассказу, Христос во время тайно совершаемой пасхальной трапезы со своими учениками произносит слова: «Один из вас предаст меня». После этих слов Христа Иуда удаляется, учениками же овладевает смятение. Только Христос остается спокойно-сосредоточенным.
В трактовке этого эпизода у Ге основное место занимают психологические переживания изображенных людей. Душевная драма Христа и волнение его учеников, удивленно и встревоженно провожающих взглядом Иуду, прекрасно переданы художником. Фигура Иуды зловещим темным силуэтом выступает на освещенном фоне и композиционно резко отделена от всех остальных участников сцены. Характеристика персонажей, композиционное построение картины, реалистически, хоть и несколько «театрально», трактованное освещение — все это способствует раскрытию жизненного содержания, вложенного Ге в религиозный сюжет. Небезынтересно отметить, что, создавая образ Христа, художник использовал одну из фотографий А. И. Герцена.
В 1871 г. Ге написал картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (Третьяковская галерея; в Русском музее авторское повторение, 1872). Изображенный эпизод относится к I718 г. Сын Петра I Алексей, примыкавший к боярству, был участником заговора против Петра. После раскрытия заговора он бежал за границу и, возвращенный оттуда, был по требованию Петра I приговорен сенатом к смертной казни. Ге выбрал в качестве сюжета момент допроса Алексея Петром в Монплезире. В упор, тяжелым, укоризненным взглядом, в котором читаются и презрение, и осуждение, и гнев, смотрит Петр на сына. В образе Петра чувствуется сила и твердость крупного политического деятеля, идущего на любую личную жертву ради блага страны. В облике Алексея, стоящего перед отцом с фальшиво потупленными глазами, воплощено бессильное упрямство. Ге известен также как автор реалистических портретов, среди которых следует отметить первое авторское повторения известного портрета Л. Н. Толстого, находящегося в Третьяковской галерее, портреты поэта Н. А. Некрасова, химика П. А. Костычева и писательницы Е. О. Лихачевой. И.Н.Новоуспенский Далее: Иван Николаевич Крамской
| Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |