Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Николай Николаевич Ге

Значительная роль в формировании реалистической исторической живописи принадлежит Николаю Николаевичу Ге (l831 — 1894). Художественное образование он получил в петербургской Академии, а с 1871 г. стал участником передвижных выставок и членом правления Товарищества, примкнув к наиболее передовому художественному течению в России.

Н.Н.Ге. Саул у Аэндорской волшебницы
Н.Н.Ге. Саул у Аэндорской волшебницы
Государственный Русский музей


В ранний период творчества Ге сохранял тесную идейную связь с академической школой. Наиболее ясно это видно в исполненной им программе на Большую золотую мeдаль «Саул у Аэндорской волшебницы» (1857). Сюжет картины заимствован из Библии. Израильский царь Саул о род военным походом, желая узнать свою судьбу, отправляется к волшебнице из Аэндора. Она вызывает тень предка Самуила, предсказывающую Саулу гибель.

Чувства и переживания людей переданы посредством сильно аффектированной мимики и жестов, Картина насыщена свето-теневыми и цветовыми контрастами, что было характерно для академической живописи середины века.

Иначе подошел художник к решению картины «Тайная вечеря» (1863), сюжет которой по академической традиции был заимствован из Евангелия и в то время воспринимался как исторический. По евангельскому рассказу, Христос во время тайно совершаемой пасхальной трапезы со своими учениками произносит слова: «Один из вас предаст меня». После этих слов Христа Иуда удаляется, учениками же овладевает смятение. Только Христос остается спокойно-сосредоточенным.

Н.Н.Ге. Тайная вечеря
Н.Н.Ге. Тайная вечеря
Государственный Русский музей


В трактовке этого эпизода у Ге основное место занимают психологические переживания изображенных людей. Душевная драма Христа и волнение его учеников, удивленно и встревоженно провожающих взглядом Иуду, прекрасно переданы художником. Фигура Иуды зловещим темным силуэтом выступает на освещенном фоне и композиционно резко отделена от всех остальных участников сцены. Характеристика персонажей, композиционное построение картины, реалистически, хоть и несколько «театрально», трактованное освещение — все это способствует раскрытию жизненного содержания, вложенного Ге в религиозный сюжет. Небезынтересно отметить, что, создавая образ Христа, художник использовал одну из фотографий А. И. Герцена.

Н.Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе
Н.Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе
Государственный Русский музей


В 1871 г. Ге написал картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (Третьяковская галерея; в Русском музее авторское повторение, 1872). Изображенный эпизод относится к I718 г. Сын Петра I Алексей, примыкавший к боярству, был участником заговора против Петра. После раскрытия заговора он бежал за границу и, возвращенный оттуда, был по требованию Петра I приговорен сенатом к смертной казни. Ге выбрал в качестве сюжета момент допроса Алексея Петром в Монплезире.

В упор, тяжелым, укоризненным взглядом, в котором читаются и презрение, и осуждение, и гнев, смотрит Петр на сына. В образе Петра чувствуется сила и твердость крупного политического деятеля, идущего на любую личную жертву ради блага страны. В облике Алексея, стоящего перед отцом с фальшиво потупленными глазами, воплощено бессильное упрямство.

Ге известен также как автор реалистических портретов, среди которых следует отметить первое авторское повторения известного портрета Л. Н. Толстого, находящегося в Третьяковской галерее, портреты поэта Н. А. Некрасова, химика П. А. Костычева и писательницы Е. О. Лихачевой.


И.Н.Новоуспенский



Далее: Иван Николаевич Крамской

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство второй половины XIX века   → Николай Николаевич Ге  


Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта