Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»

Cевастополь. Город героического боевого прошлого, город славных революционных традиций, Севастополь воплощает в себе бесстрашие и мужество нашего народа, проявленные в часы суровых испытаний. О героической истории города красноречиво рассказывают многочисленные памятники. Одним из них является широко известная панорама «Оборона Севастополя» — замечательное произведение живописного искусства и вместе с тем монументальный исторический памятник, увековечивший героизм защитников Севастополя во время Крымской войны 1853 — 1856 гг.

Автор панорамы — выдающийся русский художник-баталист, мастер панорамной живописи, академик Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо (1856 — 1928). Кисти Рубо принадлежат замечательные реалистические полотна, исполненные большой художественной силы и выразительности, глубокой исторической правды. В частности, он автор известных панорам «Штурм аула Ахульго» и «Бородино».

Панорама «Оборона Севастополя» — это результат большой напряженной работы, воплощение смелых и благородных творческих замыслов художника. В октябре 1901 года Рубо приезжает в Севастополь для сбора и тщательного изучения материалов, ознакомления с историческими местами битвы, бесед с участниками и очевидцами обороны. Тут он выполняет этюды и зарисовки, привлекая в качестве натурщиков ветеранов севастопольской эпопеи — солдат и матросов. Здесь же были сделаны контурные рисунки и эскизы композиции панорамы.

Над огромным, длиною 115 метров и высотою 14 метров, живописным полотном Рубо работал в специально оборудованном круглом павильоне в Мюнхене, где готовился и предметный план. Работа была закончена летом 1904 года, а 27 мая 1905 года в Севастополе, в помещении, построенном по проекту военного инженера Энберга, панораму открыли для всеобщего обозрения.

С первых дней Великой Отечественной войны Севастополь стал ареной ожесточенных боев. 25 июня 1942 года фашистские войска, безуспешно рвавшиеся к городу, подвергли его варварской бомбардировке, Одна из бомб попала в панораму. В охваченном огнем помещении погибла значительная часть живописного полотна и весь предметный (натурный) план, Гибель панорамы казалась неминуемой. Но, невзирая на смертельную опасность, группа советских воинов спасла 86 кусков живописного полотна, насчитывавших несколько тысяч повреждений. Спасенные фрагменты были вывезены из осажденного Севастополя на военном корабле.

Здание панорамы Оборона Севастополя после Великой Отечественной войны
Здание панорамы «Оборона Севастополя» после Великой Отечественной войны

После окончания Великой Отечественной войны началось восстановление разрушенного гитлеровцами города. Восстанавливались и создавались новые исторические памятники. Была поставлена задача возродить панораму «Оборона Севастополя». Строители с помощью военных моряков отстроили и реконструировали по проекту архитектора В. П. Петропавловского помещение панорамы.

Восстановленное здание панорамы Оборона Севастополя
Восстановленное здание панорамы «Оборона Севастополя»

Воссоздание самой панорамы оказалось чрезвычайно сложным делом. Спасенные куски картины, разрозненные, разных размеров, с обгоревшими краями и многочисленными повреждениями не могли быть объединены на одном полотне. Они только послужили оригиналом для написания копии. От мастеров советской живописи требовалась исключительно большая и напряженная творческая работа. Деятельностью коллектива, восстанавливавшего панораму, руководил академик живописи В, Н Яковлев, а после его смерти известный советский художник академик живописи П. П, Соколов-Скаля.

В состав творческого коллектива вошли: один из старейших мастеров панорамной живописи Н. Г. Котов, профессор П. М. Шухми н, художники Б. Н. Беляев, В. И. Гранди, Г. А. Захаров, В. Г. Коржевский, Б. Н. Котов, Б. Ю. Лоран, Е. И. Лобанов, А. П. Мерзляков, В. Е. Памфилов, Н, И. Плеханов, А. П. Романов, Н. К. Соломин, А. Ф. Суханов, Ю. Н. Трузе-Терновская, Н. И. Фирсов. Большую помощь оказали художникам научные учреждения страны и моряки Черноморского флота.

Работа над панорамой Оборона Севастополя
Работа над панорамой «Оборона Севастополя»

Советские художники, восстанавливая панораму, опирались на новые данные исторической и военной науки. Они стремились наиболее полно и точно передать севастопольский пейзаж и обстановку, в которой происходили события. Многочисленные зарисовки, этюды, эскизы были написаны непосредственно с Малахова кургана. По уцелевшим фрагментам и фотографиям был изготовлен рисунок-картон и большой макет предметного плана.

Возрождая панораму, художники внесли в картину и в предметный план уточнения, дополнения и ряд новых эпизодов. Так, в частности, ими изображен приезд на перевязочный пункт Малахова кургана выдающегося русского хирурга, активного участника обороны Севастополя Н. И. Пирогова, возвращение после ночной вылазки знаменитых разведчиков Петра Кошки и Федора Заики, Восстановленная панорама «Оборона Севастополя» была торжественно открыта накануне празднования 100-летия первой обороны Севастополя — 16 октября 1954 года.

Это замечательное произведение служит яркой иллюстрацией к пророческим словам великого русского писателя, участника Севастопольской обороны Льва Николаевича Толстого:Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».

Здание панорамы имеет круглую форму с расположенным под куполом источником освещения. Зритель находится на небольшой круглой площадке в центре помещения. Между площадкой, устроенной на возвышении, и живописным полотном размещен предметный план-макет, передающий обстановку поля битвы. Предметный план незаметно переходит в картину, создавая иллюзию реального пространства. Постепенно двигаясь по кругу, переходя от одного сектора к другому, посетитель осматривает всю панораму, в которой увековечено одно из знаменательных событий 349-дневной обороны Севастополя.

Со смотровой площадки панорамы открывается волнующая картина героической битвы за Севастополь. Посетитель, который как будто стоит на вершине Малахова кургана, в центре битвы, видит далекую перспективу осажденного города. В утренней дымке видно море, севастопольские бухты, окрестности города, склоны, озаренные первыми лучами солнца. Зритель видит ясное безоблачное небо с дымками шрапнельных разрывов, клубы пламени и порохового дыма, окутавшего поле битвы, и сквозь просветы в нем — вражеские колонны, ожесточенно штурмующие бастионы города-героя. Грандиозные события передают и общий фон, и мастерски воспроизведенные пейзажи и действия тысяч участников битвы. Эта величественная картина производит огромное впечатление.

О большой популярности панорамы, всеобщем признании ее художественных достоинств свидетельствует нескончаемый поток посетителей. Трудящиеся нашей страны, гости из многих зарубежных стран — все, кому случается побывать в Севастополе, с неизменным интересом осматривают выдающийся исторический памятник. Надолго оставляет он в сердцах людей волнующие воспоминания о величественном подвиге русских воинов под стенами Черноморской твердыни.


Ф.А.Рубо. Оборона Севастополя. Фрагмент

Слева. На небольшом мысу, около входа в Корабельную бухту, расположена Павловская батарея. Недалеко от нее — трехмачтовый флагманский корабль «Великий князь Константин». Виден пароход, который тянет на буксире баржи с убитыми солдатами и матросами. Их везут в последний путьна кладбище Северной стороны. На предметном плане — один из блиндажей Малахова кургана.
В центре. За Большой бухтой видна Северная сторона. Ближе — солдаты Черниговского полка спешат на помощь защитникам Малахова кургана. Из-за укрытий выходят севастопольские женщины, которые направляются на передовые позиции, чтобы напоить водой воинов и оказать помощь раненым. На предметном плане — полевое укрытие для защиты от пуль и осколков снарядов.
Справа. На берегу бухты — 1-й бастион и его оборонительная казарма. Защитники бастиона успешно отразили штурм французов. В Большой бухте видны русские военные корабли, огнем своих пушек поддерживающие защитников бастиона. Ближе — одна из передовых батарей Малахова кургана. Левее — телеги, на которых лежат тяжелораненные. По дороге, переходящей из картины на предметный план, на огневые позиции бегут солдаты Черниговского полка.

Ф.А.Рубо. Оборона Севастополя. Фрагмент


Утро 6(18) июня 1855 года. Над осажденным Севастополем пламя пожаров. Вражеские суда, стоящие на внешнем рейде, обстреливают город и его укрепления. Затопленные корабли Черноморского флота преградили вход в Большую (Северную) бухту эскадре противника. На перевязочном пункте Малахова кургана видна фигура знаменитого хирурга Н. И. Пирогова. На предметном плане — главный бомбовой погреб.

Ф.А.Рубо. Оборона Севастополя. Фрагмент


На брустверах батареи Малахова кургана солдаты отражают штурм французских войск. На предметном плане — разрушенная офицерская землянка. Вдали — колонны вражеских войск, штурмующих Малахов курган. На кургане, впереди офицеров, стоит, опираясь на палку, начальник пехоты Малахова кургана генерал Юферов, наблюдающий за боем на батарее лейтенанта Жерве. На предметном плане — денщик набирает воду пз бочки и гасит пламя. вспыхнувшее в офицерской землянке.
Справа. Решающий момент битвы за Севастополь — рукопашный бой за батарею лейтенанта Жерве. На склоне Докового оврага — захваченная французами батарея Жерве. Над нею поднято французское трехцветное знамя Одна из пушек батареи повернута в сторону русских войск. Над защитниками Малахова кургана нависла серьезная опасность.

Ф.А.Рубо. Оборона Севастополя. Фрагмент


Из башни выбегают солдаты. Справа видно пламя пожара на укреплении, где упала вражеская бомба. Ближе, на предметном плане,— землянка (камбуз).
Батарея Сенявина обстреливает наступающих на Малахов курган французов. Правее, около одной пз пушек, матрос, рискуя жизнью, заливает водой вражескую бомбу.

Ф.А.Рубо. Оборона Севастополя. Фрагмент


Слева. Защитники Севастополя отражают атаку французов, которые по лестницам взбираются на брустверы Малахова кургана. Правее стоит женщина с коромыслом на плече. Это матросская дочь Даша Севастопольская — первая медицинская сестра, подававшая помощь раненым на поле битвы. На предметном плане — сигнальный пост Малахова кургана. На его мачте поднят флажок — сигнал большой опасности.
В центре. В проходе батареи, за носилками с ранеными, которые несут два матроса в белых рубашках, идут, возвращаясь из ночной вылазки, Петр Кошка (высокий матрос с двумя ружьями) и Федор Заика. Ближе — солдаты Полтавского полка ожидают приказа занять огневые позиции. На предметном плане — землянка.
Справа.Опираясь руками на бруствер, наблюдает за боем выдающийся русский флотоводец адмирал П. С. Нахимов. Правее — группа штабных офицеров. На предметном плане — землянка. Около нее — разбитая пушка.


Ф.А.Рубо. Оборона Севастополя. Фрагмент

Адъютант генерала Хрулева скачет на коне за резервами, которые должны помочь защитникам батареи Жерве. Саблей он указывает направление движения. За Доковым оврагом, на склоне,— 3-й бастион. Его безуспешно штурмуют английские войска. Вдали — 4-й бастион, над которым клубится белый дым разрывов. На переднем плане — пушка батареи Станиславского.
Батареи Будищева и Яновского обстреливают англичан, штурмующих 3-и бастион. Ближе видна фигура юного барабанщика. Стоя на возвьипении, он выбивает сигнал тревоги. Из укрепления выбегают солдаты, спеша на помочь защитникам батареи Жерве. На предметном плане — блиндаж.


Ф.А.Рубо. Оборона Севастополя. Фрагмент

Рукопашный бой за батарею Жерве. Русскими солдатами командует начальник войск Корабельной стороны генерал С. А. Хрулев. На коне, с высоко поднятой саблей, он появляется в самых опасных местах, личным примером подбадривая русских воинов. На предметном плане — батарея Станиславского.
Адъютант генерала Хрулева скачет на коне за резервами, которые должны помочь защитникам батареи Жерве. Саблей он указывает направление движения. За Доковым оврагом, на склоне,— 3-й бастион. Его безуспешно штурмуют английские войска. Вдали — 4-й бастион, над которым клубится белый дым разрывов. На переднем плане — пушка батареи Станиславского.
Батареи Будищева и Яновского обстреливают англичан, штурмующих 3-й бастион. Ближе видна фигура юного барабанщика. Стоя на возвышении, он выбивает сигнал тревоги. Из укрепления выбегают солдаты, спеша на помощь защитникам батареи Жерве. Нг предметном плане — блиндаж.


Ф.А.Рубо. Оборона Севастополя. Фрагмент


Защитники Севастополя отражают атаку французов, которые по лестницам
взбираются на брустверы Малахова кургана. На предметном плане — сигнальный пост Малахова кургана.
На его мачте поднят флажок — сигнал большой опасности.


Ф.А.Рубо. Оборона Севастополя. Фрагмент
Фрагмент панорамы. Хирург Н. И Пирогов на перевязочном пункте Малахова кургана


Ф.А.Рубо. Оборона Севастополя. Фрагмент
Фрагмент панорамы, После ночной вылазки возвращаются славные разведчики
Петр Кошка (матрос с двумя ружьями) и Федор Заика. Они ведут пленного француза.


Ф.А.Рубо. Оборона Севастополя. Фрагмент
Фрагмент панорамы. Героиня обороны Севастополя.
Матросская дочь Даша Севастопольская принесла воду на передовые позиции.


Ф.А.Рубо. Оборона Севастополя. Фрагмент
Фрагмент панорамы. Начальник пехоты Малахова кургана генерал Юферов
с офицерами и ординарцами наблюдает за боем у батареи Жерве.


Ф.А.Рубо. Оборона Севастополя. Фрагмент
Фрагмент панорамы. Опираясь руками на бруствер башни Корниловского бастиона,
наблюдает за боем адмирал Нахимов.


Ф.А.Рубо. Оборона Севастополя. Фрагмент
Фрагмент панорамы. Рукопашный бой за батарею Жерве.
В центре на белом коне начальник войск Корабельной стороны генерал Хрулев.


6(18) июня 1855 года. В этот день защитники города отразили ожесточенный штурм Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны, предпринятый англо-французскими войсками после 9-месячной осады города. Не овладев ни одним из севастопольских укреплений, потеряв около 7 тысяч человек, морально подавленная вражеская армия была прикована к внешним стенам Севастополя еще на три долгих и трудных месяца.

Ф.А.Рубо. Оборона Севастополя. Фрагмент
Заканчивается осмотр панорамы. Вновь перед глазами зрителя легендарный,
непобедимый Севастополь. На земле, около иконы, лежат убитые русские солдаты.
Они погибли, мужественно защищая город от врага.



Далее: Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX века

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство второй половины XIX века   → Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»  


Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта