Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Cевастополь. Город героического боевого прошлого, город славных революционных традиций, Севастополь воплощает в себе бесстрашие и мужество нашего народа, проявленные в часы суровых испытаний. О героической истории города красноречиво рассказывают многочисленные памятники. Одним из них является широко известная панорама «Оборона Севастополя» — замечательное произведение живописного искусства и вместе с тем монументальный исторический памятник, увековечивший героизм защитников Севастополя во время Крымской войны 1853 — 1856 гг. Автор панорамы — выдающийся русский художник-баталист, мастер панорамной живописи, академик Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо (1856 — 1928). Кисти Рубо принадлежат замечательные реалистические полотна, исполненные большой художественной силы и выразительности, глубокой исторической правды. В частности, он автор известных панорам «Штурм аула Ахульго» и «Бородино». Панорама «Оборона Севастополя» — это результат большой напряженной работы, воплощение смелых и благородных творческих замыслов художника. В октябре 1901 года Рубо приезжает в Севастополь для сбора и тщательного изучения материалов, ознакомления с историческими местами битвы, бесед с участниками и очевидцами обороны. Тут он выполняет этюды и зарисовки, привлекая в качестве натурщиков ветеранов севастопольской эпопеи — солдат и матросов. Здесь же были сделаны контурные рисунки и эскизы композиции панорамы. Над огромным, длиною 115 метров и высотою 14 метров, живописным полотном Рубо работал в специально оборудованном круглом павильоне в Мюнхене, где готовился и предметный план. Работа была закончена летом 1904 года, а 27 мая 1905 года в Севастополе, в помещении, построенном по проекту военного инженера Энберга, панораму открыли для всеобщего обозрения. С первых дней Великой Отечественной войны Севастополь стал ареной ожесточенных боев. 25 июня 1942 года фашистские войска, безуспешно рвавшиеся к городу, подвергли его варварской бомбардировке, Одна из бомб попала в панораму. В охваченном огнем помещении погибла значительная часть живописного полотна и весь предметный (натурный) план, Гибель панорамы казалась неминуемой. Но, невзирая на смертельную опасность, группа советских воинов спасла 86 кусков живописного полотна, насчитывавших несколько тысяч повреждений. Спасенные фрагменты были вывезены из осажденного Севастополя на военном корабле.
После окончания Великой Отечественной войны началось восстановление разрушенного гитлеровцами города. Восстанавливались и создавались новые исторические памятники. Была поставлена задача возродить панораму «Оборона Севастополя». Строители с помощью военных моряков отстроили и реконструировали по проекту архитектора В. П. Петропавловского помещение панорамы.
Воссоздание самой панорамы оказалось чрезвычайно сложным делом. Спасенные куски картины, разрозненные, разных размеров, с обгоревшими краями и многочисленными повреждениями не могли быть объединены на одном полотне. Они только послужили оригиналом для написания копии. От мастеров советской живописи требовалась исключительно большая и напряженная творческая работа. Деятельностью коллектива, восстанавливавшего панораму, руководил академик живописи В, Н Яковлев, а после его смерти известный советский художник академик живописи П. П, Соколов-Скаля. В состав творческого коллектива вошли: один из старейших мастеров панорамной живописи Н. Г. Котов, профессор П. М. Шухми н, художники Б. Н. Беляев, В. И. Гранди, Г. А. Захаров, В. Г. Коржевский, Б. Н. Котов, Б. Ю. Лоран, Е. И. Лобанов, А. П. Мерзляков, В. Е. Памфилов, Н, И. Плеханов, А. П. Романов, Н. К. Соломин, А. Ф. Суханов, Ю. Н. Трузе-Терновская, Н. И. Фирсов. Большую помощь оказали художникам научные учреждения страны и моряки Черноморского флота.
Советские художники, восстанавливая панораму, опирались на новые данные исторической и военной науки. Они стремились наиболее полно и точно передать севастопольский пейзаж и обстановку, в которой происходили события. Многочисленные зарисовки, этюды, эскизы были написаны непосредственно с Малахова кургана. По уцелевшим фрагментам и фотографиям был изготовлен рисунок-картон и большой макет предметного плана. Возрождая панораму, художники внесли в картину и в предметный план уточнения, дополнения и ряд новых эпизодов. Так, в частности, ими изображен приезд на перевязочный пункт Малахова кургана выдающегося русского хирурга, активного участника обороны Севастополя Н. И. Пирогова, возвращение после ночной вылазки знаменитых разведчиков Петра Кошки и Федора Заики, Восстановленная панорама «Оборона Севастополя» была торжественно открыта накануне празднования 100-летия первой обороны Севастополя — 16 октября 1954 года. Это замечательное произведение служит яркой иллюстрацией к пророческим словам великого русского писателя, участника Севастопольской обороны Льва Николаевича Толстого:Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский». Здание панорамы имеет круглую форму с расположенным под куполом источником освещения. Зритель находится на небольшой круглой площадке в центре помещения. Между площадкой, устроенной на возвышении, и живописным полотном размещен предметный план-макет, передающий обстановку поля битвы. Предметный план незаметно переходит в картину, создавая иллюзию реального пространства. Постепенно двигаясь по кругу, переходя от одного сектора к другому, посетитель осматривает всю панораму, в которой увековечено одно из знаменательных событий 349-дневной обороны Севастополя. Со смотровой площадки панорамы открывается волнующая картина героической битвы за Севастополь. Посетитель, который как будто стоит на вершине Малахова кургана, в центре битвы, видит далекую перспективу осажденного города. В утренней дымке видно море, севастопольские бухты, окрестности города, склоны, озаренные первыми лучами солнца. Зритель видит ясное безоблачное небо с дымками шрапнельных разрывов, клубы пламени и порохового дыма, окутавшего поле битвы, и сквозь просветы в нем — вражеские колонны, ожесточенно штурмующие бастионы города-героя. Грандиозные события передают и общий фон, и мастерски воспроизведенные пейзажи и действия тысяч участников битвы. Эта величественная картина производит огромное впечатление. О большой популярности панорамы, всеобщем признании ее художественных достоинств свидетельствует нескончаемый поток посетителей. Трудящиеся нашей страны, гости из многих зарубежных стран — все, кому случается побывать в Севастополе, с неизменным интересом осматривают выдающийся исторический памятник. Надолго оставляет он в сердцах людей волнующие воспоминания о величественном подвиге русских воинов под стенами Черноморской твердыни.
Слева. На небольшом мысу, около входа в Корабельную бухту, расположена Павловская батарея. Недалеко от нее — трехмачтовый флагманский корабль «Великий князь Константин». Виден пароход, который тянет на буксире баржи с убитыми солдатами и матросами. Их везут в последний путьна кладбище Северной стороны.
На предметном плане — один из блиндажей Малахова кургана.
Утро 6(18) июня 1855 года. Над осажденным Севастополем пламя пожаров. Вражеские суда, стоящие на внешнем рейде, обстреливают город и его укрепления. Затопленные корабли Черноморского флота преградили вход в Большую (Северную) бухту эскадре противника. На перевязочном пункте Малахова кургана видна фигура знаменитого хирурга Н. И. Пирогова. На предметном плане — главный бомбовой погреб.
На брустверах батареи Малахова кургана солдаты отражают штурм французских войск. На предметном плане — разрушенная офицерская землянка.
Вдали — колонны вражеских войск, штурмующих Малахов курган. На кургане, впереди офицеров, стоит, опираясь на палку, начальник пехоты Малахова кургана генерал Юферов, наблюдающий за боем на батарее лейтенанта Жерве.
На предметном плане — денщик набирает воду пз бочки и гасит пламя. вспыхнувшее в офицерской землянке.
Из башни выбегают солдаты. Справа видно пламя пожара на укреплении, где упала вражеская бомба.
Ближе, на предметном плане,— землянка (камбуз).
Слева. Защитники Севастополя отражают атаку французов, которые по лестницам взбираются на брустверы Малахова кургана. Правее стоит женщина с коромыслом на плече. Это матросская дочь Даша Севастопольская — первая медицинская сестра, подававшая помощь раненым на поле битвы.
На предметном плане — сигнальный пост Малахова кургана. На его мачте поднят флажок — сигнал большой опасности.
Адъютант генерала Хрулева скачет на коне за резервами, которые должны помочь защитникам батареи Жерве. Саблей он указывает направление движения.
За Доковым оврагом, на склоне,— 3-й бастион. Его безуспешно штурмуют английские войска.
Вдали — 4-й бастион, над которым клубится белый дым разрывов. На переднем плане — пушка батареи Станиславского.
Рукопашный бой за батарею Жерве. Русскими солдатами командует начальник войск Корабельной стороны генерал С. А. Хрулев. На коне, с высоко поднятой саблей, он появляется в самых опасных местах, личным примером подбадривая русских воинов.
На предметном плане — батарея Станиславского.
Защитники Севастополя отражают атаку французов, которые по лестницам
6(18) июня 1855 года. В этот день защитники города отразили ожесточенный штурм Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны, предпринятый англо-французскими войсками после 9-месячной осады города. Не овладев ни одним из севастопольских укреплений, потеряв около 7 тысяч человек, морально подавленная вражеская армия была прикована к внешним стенам Севастополя еще на три долгих и трудных месяца.
Далее: Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX века
| Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |