Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Пейзажный жанрВторая половина XIX в. стала для русского искусства временем бурного развития пейзажного жанра. Именно в эти годы окончательно сложились основные черты национального пейзажа, в котором нашли воплощение принципы демократической эстетики. Демократически настроенные художники преодолели ограниченность поздней академической школы, сумев при этом сохранить и оживить ее лучшие традиции. Они обратились к правдивому изображению той обычной природы средней России, с которой была тесно связана жизнь русского крестьянина. В волнующих поэтических образах они утверждали близкую и понятную народу красоту природы. Характерная черта пейзажной живописи второй половины XIX в. — ее сближение с бытовым жанром. Для художников демократических убеждений жизнь природы была неотделима от жизни человека. Эта особенность ясно выступает в произведениях Александра Ивановича Морозова (1835—1904). Его ранняя работа «Отдых на сенокосе» (1859—1860) еще очень близка к произведениям венециановской школы. В ней есть и непосредственная, несколько наивная поэтичность, и ощущение гармонического единства человека и природы.
Гораздо более поздняя и зрелая картина Морозова «Летний день» (1878) также проникнута чувством гармонии и успокоенности. Сохранилось очень мало произведений талантливого ученика Саврасова Александра Павловича Попова-Московского (1835 — после 1865). В Русском музее представлена одна иэ двух картин, принесших Поповув1861г. Малую золотую медаль, — «Деревенский двор». Повседневная жизнь крестьянского двора, развертывающаяся на фоне обычной подмосковной природы, передана здесь подробно, хотя, может быть, и несколько бесстрастно. В творчестве другого ученика Саврасова — Льва Львовича Каменева (1833 — 1886) поэтическое начало выражено сильнее. В оставленных им изображениях типичных уголков русской природы чувствуется живой солнечный свет, свежесть трав, мягкая игра теней, прозрачность воды, — присутствует та одухотворенность природы, которая столь характерна для русского реалистического пейзажа вообще. Значительная роль в развитии русского пейзажа принадлежит Федору Александровичу Васильеву (1850 — 1873). Талантливый художник создал за свою короткую жизнь немало поистине замечательных произведений. Художественное образование Васильев подучил в рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге, где занимался около трех лет. Уже девятнадцатилетним юношей он был зрелым мастером, к мнению которого прислушивались такие художники, как Крамской и Репин. Увы, блестяще начатый творческий путь самостоятельного и оригинального художника неожиданно трагически оборвался. В 1871 г. Васильев заболел туберкулезом и через два года, не дожив до двадцати четырех лет, скончался.
К наиболее ранним работам Васильева относится «Деревня» (1869). Художник подробно рассказывает обо всем увиденном, нелицеприятно характеризуя нищую деревенскую жизнь. Но здесь еще нет поэтического вдохновения, которое столь характерно для его более позднего творчества Васильева. Все это печально в своем однообразии и неотступно напоминает о жизни затерянных среди снегов бедных русских деревенек. Оказавшись уже осенью 1871 г. в Крыму, тяжело больной Васильев продолжал тянуться душой к родной северной природе. Леса и болота оставались сюжетами его картин, исполняемых теперь по старым этюдам и воспоминаниям. К таким работам, созданным уже на юге, принадлежит и замечательная, не вполне оконченная картина «Осень. Болото в лесу». В чистоте и звучности ее тонов, в живописи, смелой и сильной, Васильев выразил красоту русской осени с таким эмоциональным напряжением, какого не достигал в начале 70-х гг. ни один из его современников. И.Н.Новоуспенский Далее: Владимир Егорович Маковский
| Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |