Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Реализм в скульптуре второй половины XIX векаПараллельно с развитием живописных жанров новые сюжеты и темы появляются в скульптурных работах. Парадные бюсты и ростовые портреты остаются уделом консерваторов, а плеяда молодых скульпторов берётся за самые разные сюжеты и композиции. Прежде всего скульпторы обращаются к образам, до определённого этапа не попадавших в поле зрения ваятелей, особенно придворного круга (а других, фактически, и не было). В скульптуру проникают различные народные и простые сюжеты, скульптуры экспериментируют и с традиционными техниками, активно используя новые приёмы выразительности. Федор Федорович КаменскийCкульптур Федор Федорович Каменский (1838 — 1913), обращаясь к обыденным явлениям жизни, показывает благородство и красоту чувств и переживаний простого человека. Трогателен своей непосредственностью босой крестьянский мальчик в статуе «Молодой скульптор» (1866,мрамор). Упорный и пытливый, он целиком погружен в увлекательную работу. В группе «Вдова с ребенком» (1867, гипс) поэтично выражено матерински нежное отношение женщины к ребенку и мягкое лирическое чувство грусти.
Еще более эмоционально группа «Первый шаг» (1872,мрамор). Опустившись на колено, молодая женщина с любовью п волнением наблюдает за малышом, делающим первые шаги. Но для Каменского это не только жанровый мотив. По замыслу скульптора, первые шаги ребенка, его игрушки: карандаш и паровоз с надписью «прогресс», а также учебные пособия и инструменты на пьедестале должны были символизировать движение России по пути промышленного развития. Матвей Афанасьевич ЧижовИдеи критического реализма в скульптуре второй половины XIX в. нашли наиболее яркое выражение в творчестве Матвея Афанасьевича Чижова (1838 — 1916). Уже в программной академической работе «Киевлянин с уздечкой, пробегающий через стан печенегов» ' (1865, бронза) Чижов трактует исторический эпизод как волнующее реальное событие. Сюжетом для этой скульптуры послужил полулегендарной эпизод, уже знакомый зрителям по картине А. И. Иванова, находящейся в зале 14. В первые годы творческой деятельности Чижов энергично утверждает бытовой жанр в русской скульптуре, обращаясь к темам из крестьянской жизни.
В группе «Крестьянин в беде» (1872, бронза) искренне, с болыпим сочувствием передано горе подавленного несчастьем и нуждой крестьянина-погорельца. Группа близка к бытовым картинам передвижников. В серии бюстов деятелей культуры того времени Чижов стремится к правде и естественности. Таковы портреты известных маринистов И. К. Айвазовского (1873, мрамор) и А. П. Боголюбова (1872, терракота), архитектора В. А. Коссова (1871, терракота). Евгений Александрович ЛансереДля известного скульптора Евгения Александровича Лансере (1848—1886) характерны небольшие, детально проработанные статуэтки и группы, изображающие преимущественно всадников-казаков, башкир, киргизов, черкесов. Во время многочисленных путешествий Лансере внимательно изучал жизнь народностей, населяющих Россию. Отсюда убедительность и этнографическая точность в воспроизведении им бытовых и военных сценок, типов, костюмов.
Драматическим повествованием о военных событиях явилась группа «Запорожец после битвы» (1873, бронза). С тонким пониманием характера людей, окружающей их природы и знанием повадок животных вылеплены сложные многофигурные композиции: «Киргизский косяк на отдыхе» (1880, бронза), «Донские казаки — фуражиры» (1878, бронза). В своем творчестве Лансере обращался и к историческим темам. С романтической приподнятостью и исторической достоверностью исполнен им «Царский сокольничий XVII века» (1872, бронза). И.Н.Новоуспенский Далее: Алексей Кондратьевич Саврасов
| Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века Decor Real широкий ассортимент лепнины из гипса: https://decor-real.ru/ | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |