Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Скульптура последней четверти XIX векаСкульптор Леонид Владимирович Позен (1849 — 1921) — активный участник передвижных выставок. Созданные им жанровые сцены из жизни крестьян носили нередко обличительный характер. С присущей его творчеству правдивостью трактует он и историческую тему. В группе «Скиф» (1890, бронза) с большой убедительностью создан образ воинственного скифа. Стремительно скачущий по степи низкорослый конь уносит отстреливающегося от врагов всадника. Успешной работе над этой скульптурой предшествовало тщательное изучение Позеном скифских древностей, уже полученных к тому времени в значительном количестве из южно-русских раскопок.
Артемий Лаврентьевич Обер (1843 — 1917) - выдающийся скульптор-анималист. Развивая реалистические традиции П. К. Клодта, он значительно расширил круг его тем. Наблюдение и глубокое изучение нравов, повадок, движений животных легло в основу целой серии групп, отличающихся правдивой передачей животного мира.
Могучий, торжествующий над поверженным волком «Бык-победитель» (1885, бронза) твердо и тяжело стоит, и в его позе чувствуется еще не остывшее возбуждение смертельной схватки с хищником. В стремительном движении дана борзая, схватившая за горло лисицу, в группе «Борзая с лисицей» (1881, бронза). Добродушно-спокойным изображен «Белый медведь» (1898, гипс), лениво лежащий на льдине. Прекрасное знание анатомии животного проявилось в выразительности пластической трактовки мягкого движения его туловища и свободно опущенных лап. Скульптор Илья Яковлевич Гинцбург (1859—1939)— автор многочисленных портретов, жанровых композиций, монументальных памятников. Особенно часто он изображал детей. Для его творческой манеры характерна статуя «Мальчик, собирающийся купаться» (1886, бронза), в которой остро переданы своеобразные черты детского характера, угловатая фигура подростка, его движение.
Марк Матвеевич АнтокольскийК передовым художникам-демократам второй половины XIX в. принадлежит также известный скульптор Марк Матвеевич Антокольский (1842—1902). Реалистическая направленность его творчества проявилась уже в ранних жанровых работах — «Еврей-портной» (1864, дерево) и «Еврей-скупой» (1865, кость, дерево).
Особое внимание Антокольский уделял исторической тематике. Мировую известность скульптору принесла статуя «Иван Грозный» (1871, бронза). Отказавшись от ложной героики и пафоса, характерных для парадных царских портретов, Антокольский создал глубокий, психологически сложный образ государственного деятеля. Грозный изображен в монашеском одеянии в момент мучительных размышлений. Худая сгорбленная фигура царя пронизана нервным напряжением. Одной рукой он судорожно сжимает четки, другой схватился за подлокотник кресла. Суровый взгляд устремленных в одну точку глаз, сдвинутые, нахмуренные брови выдают усиленную работу мысли. «Грозный» Антокольского «... живой портрет исторического лица». С еще большим вдохновением работал Антокольский в 1872 г. над образом Петра Первого (в Русском музее — вариант 1900 г., гипс). Величественная фигура Петра Первого в мундире Преображенского полка дана в сильном порывистом движении. В суровом лице, уверенной поступи переданы волевой характер, неукротимая энергия преобразователя. Ряд произведений Антокольского посвящен изображению людей, не щадивших жизни в борьбе за истину. К таким работам относятся «Умирающий Сократ» (1875, мрамор), «Спиноза» (1882, мрамор, зал 50). В статуе «Христос перед судом народа» (1874, бронза, зал 48) Антокольский трактует Христа как человека, страдающего за идею. Такое понимание этого образа было характерно для художников-демократов второй половины XIX в.
В конце 80 — начале 90-х гг. Антокольский снова возвращается к героическим темам русской истории, создает «Ярослава Мудрого», «Нестора-летописца». В образе народного героя, покорителя Сибири Ермака (1891, бронза) он стремился выразить «русскую смелость и удальство». Творчество скульптора проникнуто глубокой верой в силы народа. «Поймут ли, — писал он Стасову, — что рядом с моими идеалами, мучениками за идею, я воспевал будущность России в лице Петра I, Ярослава, Ермака и Нестора. Поймут непременно, в этом вера моя крепка!» Антокольский — автор многочисленных портретов русских общественных деятелей. Среди них выделяются портретная статуя С. С. Полякова (1877, бронза), бюсты И. С. Тургенева (1880, гипс), С. П. Боткина (1874, мрамор) и ряд других. Л. В. Фадеева
| Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |