Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Василий Григорьевич ПеровДемократические идеи 60-х гг. нашли особенно яркое выражение в произведениях Василия Григорьевича Перова (1834 — 1882). Учился Перов сначала в Арзамасской художественной школе А. В. Ступина, затем в Московском училище живописи и ваяния, которое окончил в 1860 г. Уже самые первые произведения художника привлекли внимание прогрессивных кругов русского общества. Картины, написанные им в эти годы, отличает острая критика отрицательных сторон русской действительности. В то же время в них ясно видна горячая любовь к простым людям, сочувствие их судьбе.
Особенно резкий приговор выносит Перов церковникам, правдиво показывая истинное лицо духовенства. Беспощадное обличение монашества содержится в картине «Монастырская трапеза» (1865 — 1875). В центре трапезной за столом, переполненным яствами, пируют монахи. Каждый из них — выразительный характерный образ, олицетворение жадности, злости, лицемерия. Особенно привлекают внимание — тучный настоятель, монах в рыжей рясе, и другой с бледным испитым лицом, ссыпающий в платок остатки оды, а также молодой монах, который со злостью торопит усталого слугу, открывающего новую бутылку вина. За дальним совсем пустым столом — монахи более низкого ранга. Луч света из окна осветил их лица, и видно, с какой завистью и неприязнью смотрят они на своих «духовных братьев». Введя в картину образы богато одетой барыни и высокопоставленного чиновника, подобострастно приглашаемых к столу, а рядом с ними — нищей крестьянки с детьми, тщетно просящей кусок хлеба, Перов показал лживость монастырской морали и социальные контрасты, типичные для русской действительности того времени.
В ряде картин Перов создал содержательные образы людей из народа и показал их тяжелую жизнь. Так, в картине «Тройка» (1866, Третьяковская галерея; в Русском музее — эскиз к картине) с подлинным участием изображены дети бедняков, везущие, выбиваясь из сил, огромную бочку с водой. С таким же участием и симпатией написал Перов во время своей поездки во Францию отдыхающих после изнурительного трудового дня старика и его жену в картине «Парижские тряпичники» (1864). Среди произведений Перова выделяется поэтичностью небольшая картина «Гитарист-бобыль» (1865). В ней психологически тонко передана душевная драма одинокого стареющего бедняка. Погруженный в свои думы, он машинально перебирает струны гитары — единственного друга и утешителя. Унылая и скудная обстановка его жилища, выразительно переданная немногими, точно найденными деталями, еще более усиливает драматическое содержание картины. Тонко разработанный золотистый колорит подчеркивает лиричность образа. Во всех этих произведениях ярко проявилось мировоззрение художника, его глубокая любовь к людям, понимание горестей и радостей «маленького» человека. В них наиболее ясно видна связь творчества Перова с искусством его великого предшественника Федотова. В неоконченной, но очень интересной картине «Спор о вере» положительные образы передовой русской интеллигенции противопоставлены сатирически решенному образу монаха. В облике студента в очках много общего с внешностью Чернышевского. Возможно, Перов намеренно придал его черты одному из главных персонажей картины, связывая таким образом имя Чернышевского с борьбой просветительской молодежи против одурманивающей народное сознание религии.
В 70-х гг. Перов редко обращался к сюжетам, содержащим социальное обличение. В его творчестве стали преобладать бытовые картины, в которых с мягким юмором изображены характерные сценки из жизни русской провинции того времени. Одна из таких картин — «Охотники на привале» (картина 1871 г. находится в Третьяковской галерее, авторское повторение 1877 г. в Русском музее). Перов был наиболее значительным мастером из числа тех, кто начинал своим творчеством новый путь русского искусства в 50-х и 60-х гг. прошлого столетия. Но его произведения не были исключением. Многие художники того времени, не выступая, правда, с таким резким обличением, как Перов, все чаще и чаще избирали сюжетами для своих работ типичные бытовые сценки, увиденные в повседневной жизни. И.Н.Новоуспенский Далее: Николай Николаевич Ге
| Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |