Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Василий Васильевич ВерещагинОсобое место в русском искусстве занимает творчество Василия Васильевича Верещагина (1842 — 1904). Он никогда не был членом Товарищества передвижников, устраивал обычно свои собственные выставки и держался как будто в стороне от основных художественных группировок, но по существу всегда оставался в лагере наиболее прогрессивных художественных сил. Будучи по образованию морским офицером, участником военных походов и человеком большой личной храбрости, Верещагин посвятил жизнь борьбе против войны, разоблачая в своих картинах ее жестокость и дикость. «Одни, — говорил он,— распространяют идею мира своим увлекательным мощным словом, другие выставляют в защиту ее разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок». Оружием борьбы Верещагина против войны была правда о войне, высказанная в художественных образах. Для раннего периода творчества Верещагина-баталиста характерны картины из так называемой Туркестанской серии — «После удачи» и «После неудачи» (1868), в которых художник, показывая жестокую правду войны, разоблачал сопутствующие ей варварство и бесчеловечность.
Верещагин много путешествовал. Его живо интересовал быт разных народов, их художественная культура, политические проблемы. Во время путешествия по Индии и Тибету, осуществленного в 1874 — 1876 rr., Верещагин, помимо нескольких больших картин, сделал много тщательно разработанных натурных этюдов, в которых запечатлел характерные черточки быта, своеобразие и неповторимую красоту древних архитектурных памятников. Образцом таких этюдов является «Колоннада в Дхсаитском храме».
Будучи участником русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг., принесшей Болгарии освобождение от гнета султанской Турции, Верещагин создал серию картин, посвященную героической борьбе русских солдат на Балканах. В Русском музее эта серия представлена картиной «Скобелев под Шипкой. Шейново». На ней изображен объезд генералом М. Д. Скобелевым войск после победы над турками у деревни Шейново в районе Шипкинского перевала. Сурова покрытая снегом долина, по которой скачет перед строем генерал, сопровождаемый свитой со знаменем. А перед взятыми бастионами лежат трупы турецких и русских солдат. Это — та жестокая правда войны, которой художник не скрывал ни в одной из своих картин. Но в картине выражена также и твердость духа, проявленная русскими воинами в этой тяжелой войне. Она ощущается в стройности солдатских шеренг, в стремительном движении скачущих всадников. Интерес к народному творчеству и понимание его красоты Верещагин проявил во время путешествия в 90-х гг. по северу России. Там им было написано несколько интересных видов старинных деревянных церквей. Некоторые из этих работ представлены во втором зале, посвященном творчеству художника. В 1903 г. Верещагин путешествовал по Японии и создал там ряд этюдов, отражающих в новой, более живописной манере своеобразие японской архитектуры, природы, быта. Среди них особенно выделяются мастерством и глубиной образов прекрасный «Портрет японского священника», «Храм в Никко», не вполне оконченная картина «Прогулка в лодке».
С началом русско-японской войны Верещагин, верный своему убеждению, что место художника-баталиста на театре военных действий, отправился в Порт-Артур. В апреле 1904 г. он погиб вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве броненосца «Петропавловск». И.Н.Новоуспенский Далее: Архип Иванович Куинджи
| Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |