Советское искусство: живопись, графика, скульптура
Советское искусство в Русском музее Собрание советского искусства в Русском музее начало формироваться в 1920-е гг. Произведения поступали из Государственной закупочной комиссии, музейного фонда, от самих авторов, с выставок. Значительно обогатилась коллекция после выставок «Художники РСФСР за XV лет» (1932 — 1933), «Первой выставки ленинградских художников» (4935), «Индустрия социализма» (1939), а впоследствии ее пополнили работы с республиканских и всесоюзных художественных выставок.
Русские живописцы после Октября Мажорные, романтически приподнятые пейзажи, созданные Аркадием Александровичем Рыловым после Октября, отражают героический дух времени, являются символическими образами революции. Тяжелая болезнь лишала Бориса Михайловича Кустодиева возможности находиться в гуще событий, видеть вокруг себя напряженную, бурлящую жизнь. Отношение художника к революционным событиям вряд ли было однозначным, однако он принял участие в оформлении Петрограда к первой годовщине революции.
Скульпторы дореволюционной школы Анна Голубкина, Степан Эрьзя, Александр Матвеев и другие
Сергей Тимофеевич Коненков Работой, отличающейся чисто коненковским размахом, является «Освобожденный человек». Это образ раскрепощенного человека, титаническими усилиями порвавшего цепи рабства и в радостном порыве воздевшего свободные руки к солнцу, к вселенной. Так была выражена одна из любимейших тем, развиваемая Коненковым в разные периоды творчества. В энергично вылепленной колоссальной фигуре ощущается дыхание нашего века. Произведение исполнено пафоса утверждения безграничных сил человека.
Скульптурная лениниана В советские годы Н.А.Андреев все творческие силы отдал работе над образом В. И. Ленина. Начало ее относится к 1920 г., когда художник делал многочисленные наброски с натуры и лепил этюды в кремлевском кабинете Ленина. На основе этих наблюдений и «стенографических записей» (как он называл свои наброски) Андреев создал ряд камерных портретов.
Объединение АХХР Ведущая роль в становлении искусства социалистического реализма принадлежала АХРР, созданной в 1922 г. Художники этого объединения стремились прежде всего отразить важнейшие явления новой советской действительности. Они ориентировались в основном на наследие русского революционно-демократического искусства второй половины XIX в.
Общество «Четыре искусства» В числе творческих организаций 1920-х гг. видное место занимало общество «Четыре искусства» объединявшее мастеров, которые участвовали до революции на выставках «Мир искусства» и «Голубой розы». Среди ннх были живописцы К. С. Петров-Водкин, М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов, скульпторы А.Т. Матвеев и В.И. Мухина, график В. А. Фаворский и др. В организацию входили также архитекторы.
Общество «Бубновый валет» Знаменательные перемены происходят после Октября в творчестве бывших членов организации «Бубновый валет» — П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. В. Куприна, А. В. Лентулова, В. В. Рождественского (входивших в 1920-е гг. в разное время в объединения ОМХ, «Маковец», «Бытие», «Крыло»).
Советская живопись 1930-х годов К началу 1930-х гг. разобщенность многочисленных творческих группировок стала тормозом в дальнейшем развитии искусства. Внутри них также проявлялись острые противоречия, приводившие к распаду объединений. В этих условиях партия начала борьбу за консолидацию всех творческих сил на единой платформе, что привело в 1932 г. к ликвидации групповщины и организации единых Союзов советских художников сначала в Москве, а потом и в других городах. Основой этих преобразований стало постановление Центрального Комитета партии от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций».
Монументальная скульптура 1930-х годов В 1930-е гг. скульпторы работали над проблемой создания обобщенного образа советского человека. Значительность идейного содержания, глубина раскрытия типических черт современности отличают лучшие из созданных в эти годы произведений, такие, как памятники В. И. Ленину в Ульяновске (М. Г. Манизер), С. М. Кирову в Ленинграде (Н. В. Томский), портретная статуя Серго Орджоникидзе (В. И. Ингал и В. Я. Боголюбов) и др.
Великая Отечественная война в живописи Великая Отечественная война явилась важным рубежом в развитии советского изобразительного искусства. В испытаниях военных лет углублялась связь художников с народом, искусство приобретало все большую идейную зрелость. Художники выезжали на фронт, делали эскизы и зарисовки. В своих произведениях они рассказывали о борьбе народа с фашизмом, создавали портреты героев фронта и тыла, картины на военные темы, пейзажи. Художественная жизнь в стране по-прежнему была напряженной. Почти каждый год устраивались выставки, в которых живописцы принимали самое активное участие.
Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» Одним из знаменательных событий в истории Севастополя является его освобождение советскими воинами от немецко-фашистских захватчиков в мае 1944 года. Весной 1944 года, вслед за тем, как была освобождена правобережная Украина, развернулось дальнейшее наступление на южном крыле советско-германского фронта. В ходе этого наступления была ликвидирована крупная группировка фашистских войск в Крыму, очищен от оккупантов весь полуостров и возвращен Родине город славы Севастополь. 4 ноября 1959 года на Сапун-горе у здания диорамы состоялся большой митинг. В торжественной обстановке была открыта для обозрения крупнейшая в мире диорама — «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» — уникальное произведение советской батальной живописи.
Сергей Васильевич Герасимов Сергей Васильевич Герасимов учился в Москве, сначала в Строгановском училище, затем в Училище живописи, ваяния и зодчества под руководством К. А. Коровина и С. Б. Иванова. Яркий оригинальный талант художника обрел полную силу после революции.
Вера Игнатьевна Мухина Искусство Веры Игнатьевны Мухиной отличается широтой творческого диапазона. Она — портретист, автор памятников П. И. Чайковскому и А. М. Горькому в Москве, основатель экспериментального цеха Завода художественного стекла в Ленинграде.
Ленинградская скульптурная школа Большое место в экспозиции советского отдела Русского музея занимают произведения ленинградских скульпторов, начавших свой творческий путь в 1930-е гг. Это, главным образом, ученики А. Т. Матвеева, воспитанные в духе строгого следования законам пластики, скульпторы ярко выраженной творческой индивидуальности.
Советская скульптура 1950-1960 годов Послевоенное советское искусство можно охарактеризовать и как разноплановое, тяготеющее к творческим поискам в разных направлениях сюжетов и стилистики, и как одновекторное, ориентированное на прославление человека и жизни. Масштабное строительство и реконструкция городов открыли широкие возможности перед скульпторами-монументалистами, в то время как наибольшим интересом публики стала пользоваться камерная скульптура, раскрывающая темы личности, семьи, эмоциональных переживаний.
Советская живопись 1950-1960 годов В своих работах художники послевоенной поры рассказывают о труде советских людей в колхозах и на производстве, о молодежи и ее делах — учебе, освоении целины, об увлечении спортом. Много появилось и бытовых картин, посвященных повседневной жизни, взаимоотношениям в обществе, в семье.
Павел Дмитриевич Корин Один из талантливейших советских портретистов Павел Дмитриевич Корин продолжил начатую его учителем M. В. Нестеровым работу по созданию портретов известных людей.
Семен Афанасьевич Чуйков Яркие произведения, посвященные жизни тружеников за рубежом, создал Семен Афанасьевич Чуйков. Его детство и юность прошли в Киргизии. Сюда же приехал молодой художник в 1932 г. после учебы в Москве.
|