Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Советская скульптура 1950-1960 годов

Вера Васильевна Исаева (1898 — 1960) — автор фигуры Матери-Родины (1957, бронза, гранит) на Пискаревском мемориальном кладбище. Вся жизнь и творчество ее были неразрывно связаны с Ленинградом, который она не покинула в трудный период героической блокады.
Впечатления от поездки на партизанского базу летом 1942 г. легли в основу ряда ее работ. Скульптуры «Партизанка» (1942, бронза) и «Партизан» (1942, гипс) были установлены во время блокады на Невском проспекте. Многочисленные быстро сделанные этюды с натуры, моделью для которых служили люди, отправляющиеся на фронт, позволили ей создать такие работы, как «Моряк-балтиец», «Партизан с картой».

В.В.Исаева. Родина-Мать на Пискарёвском кладбище
В.В.Исаева. Родина-Мать на Пискарёвском кладбище


В эти же годы с особенным творческим подъемом работал Вениамин Яковлевич Боголюбов (1895 — 1954) — автор памятника Н. А. Римскому-Корсакову (1952, бронза, гранит) в Ленинграде у здания Консерватории, созданного им совместно с Владимиром Иосифовичем Ингалом (1901-1966). Образ композитора полон внутренней сдержанности, благородства. Портрет отличается удачно найденной композицией, убедительностью лепки, красивой текучестью пластической формы. В портретной статуе Серго Орджоникидзе (1937, бронза), выполненной совместно с Ингалом, воплощен образ коммуниста, пламенного трибуна, темпераментного оратора.

В.Я.Боголюбов. Памятник Н. А. Римскому-Корсакову
В.Я.Боголюбов. Памятник Н. А. Римскому-Корсакову


Пластика военных и послевоенных лет представлена произведениями известного скульптора Екатерины Федоровны Белашовой. Творчество ее очень эмоционально. Наибольшей известностью пользуются работы «Непокоренная», «Пушкин». В экспозицию Русского музея включены произведения Белашовой, посвященные трепетным образам юности: «Девушка в платке», «Юность».

«Девушка в платке» (1943, гипс тон., этюд к композиции «Утро») отличается большой жизненной убедительностью, чистотой, цельностью образа и является одним из самых поэтических произведений того времени.

 

В экспозиции Русского музея представлен портрет Жозефа Гельтона (1951, бронза) работы Николая Васильевича Томского. Самая сильная сторона таланта Томского-портретиста - умение остро почувствовать человека, близкого ему по духу. Портрет французского рабочего Жозефа Гельтона был исполнен в Париже во время пятичасового сеанса. Работая с увлечением, мастер сумел очень верно передать характер модели. Глубокой выразительностью отличается и портрет известного мексиканского художника Диего Риверы (1956, бронза), созданный Томским в Москве, в Кремлевской больнице, где Ривера лежал в последние месяцы своей жизни.

 

Из произведений Евгения Викторовича Вучетича в Русском музее представлен эскиз известной статуи «Перекуем мечи на орала» и два портрета: М. А. Шолохова и датского художника Х. Бидструпа (оба 1950, бронза). Статуя «Перекуем мечи на орала» экспонировалась в 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе, где была удостоена высшей награды —. Гран при. Как и в известной фигуре «Воина-освободителя» в Берлинском Трептов-парке, Вучетич прибегает здесь к аллегории. Могучий обнаженный воин сильным движением руки сгибает меч, превращая его в плуг. В этом произведении художник сумел выразить мечту человечества о мирном труде, о счастье. Статуя воспринимается как призыв к борьбе за мир.

Е.В.Вучетич. Перекуём мечи на орала
Е.В.Вучетич. Перекуём мечи на орала


Александр Павлович Кибальников - автор памятника В. В. Маяковскому (1958, бронза, гранит) в Москве, создал и другое выдающееся произведение — памятник Н. Г. Чернышевскому (1953, бронза, гранит) в Саратове. В экспозиции модель памятника (1948, гипс тон.). В беспокойном силуэте и напряженном жесте, трактовке головы, выражении лица, во всем облике Чернышевского чувствуется сильный характер, убежденность, публицистическая страстность революционера-демократа.

А.П.Кибальников. Памятник В.В.Маяковскому
А.П.Кибальников. Памятник В.В.Маяковскому


Михаил Константинович Аникушин — создатель так полюбившегося ленинградцам памятника А. С. Пушкину (1957, бронза, гранит) и многочисленных портретов. Памятник Пушкину, как и его модель (1956, бронза), отличается современностыо прочтения образа поэта. Эпиграфом к монументу могут служить знаменитые строки: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!..» Широкий жест, свобода движения, выражение поэтического восторга и вдохновения — вот черты, из которых слагается образ. «Портрет египтянина» (1957, бронза) был исполнен с натуры во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Этот быстро сделанный этюд отличается серьезностью характеристики; художник не искал в своей модели экзотических черт, его привлекла одухотворенность и красота человека из незнакомого ему мира. Душевность„ внутреннее обаяние — вот что всегда стремился выявить в портретах Аникушин.


М.К.Аникушин. Памятник А.С.Пушкину


Михаил Абрамович Вайнман много работает над портретом. Для него характерна поэтичность восприятия натуры, умение видеть одухотворенную красоту. Это основная черта его творчества, параллельно с ней развивается другая тенденция — поиски страстного, подвижнического в человеке, Она проявилась в статуе «Воя» (1957, гипс тон.).

Василий Гаврилович Стамов работает главным образом над еще редким в нашем искусстве пластическим мотивом обнаженной женской фигуры. Терракотовая статуэтка «После работы» (1957) выполнена в небольшом размере и отличается удачным композиционным решением, законченностью формы, жизненной убедительностью.

К лучшим произведениям Александра Николаевича Черницкого относится портрет Д. Д. Шостаковича (1948 — 1957, бронза), выполненный в связи с работой над статуей композитора. Скульптор передал неповторимо индивидуальные особенности облика Шостаковича, асимметрию его лица, характерную линию поджатых губ. Выраженная в сосредоточенном взгляде напряженная духовная жизнь модели подсказала мастеру нервную темпераментную манеру лепки.

Одной из лучших работ московской художницы Людмилы Львовны Кремневой является «Строительница» (1959, гранит). В ней нашел отражение образ современной женщины -труженицы, В статуе привлекает свобода точных движений девушки, полной гордости и достоинства.




Далее: Советская живопись 1950-1960 годов

 →  Главная  → Советское искусство: живопись, графика, скульптура   → Советская скульптура 1950-1960 годов  


Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРОбщество «Четыре искусства»Общество «Бубновый валет»Советская живопись 1930-х годовМонументальная скульптура 1930-х годовВеликая Отечественная война в живописиДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»Сергей Васильевич ГерасимовВера Игнатьевна МухинаЛенинградская скульптурная школаСоветская скульптура 1950-1960 годовСоветская живопись 1950-1960 годовПавел Дмитриевич КоринСемен Афанасьевич Чуйков




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта