Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Советское искусство в Русском музее

Советское правительство уже в самых первых декретах и постановлениях проявило огромную заинтересованность в вопросах культуры, поставило изобразительное искусство на службу насущным потребностям революции.

«Искусство есть мощное орудие агитации, и революция стремилась приспособить к себе искусство в агитационных целях», — говорил А. В. Луначарский в 1922 году. [А. В. Луначарский. Статьи об искусстве. М.— Л., 1941, стр. 495. ]

В новых условиях музеи стали центрами огромной просветительной работы, популяризации не только художественного наследия, но и творчества современных скульпторов, живописцев и графиков.

Собрание советского искусства в Русском музее начало формироваться в 1920-е гг. Произведения поступали из Государственной закупочной комиссии, музейного фонда, от самих авторов, с выставок. Значительно обогатилась коллекция после выставок «Художники РСФСР за XV лет» (1932 — 1933), «Первой выставки ленинградских художников» (4935), «Индустрия социализма» (1939), а впоследствии ее пополнили работы с республиканских и всесоюзных художественных выставок.

В настоящее время в музее хранится около 1800 работ советских живописцев и около 800 скульптур. Значительную долю составляют творения крупнейших мастеров. Музей обладает самыми большими в стране коллекциями произведений А. А. Рылова, К. С. Петрова-Водкина, А. Т. Матвеева, A. С. Голубкиной, С. Д. Эрьзи, В. И. Мухиной. Довольно широко представлено творчество С. Т. Коненкова, П. П. Кончаловского, С. В. Герасимова, А. А. Дейнеки, А. А. Пластова и др.

Идея создания отдела советского искусства появилась в конце 1920-х гг., но осуществить ее оказалось возможным лишь в 1930-е гг. [Экспозиция разместилась в корпусе, построенном в 1912 — 1916 гг. по проекту архитектора Л. Н. Бенуа.] В отличие от других, экспозиция советского искусства более подвижна, изменчива, являясь в какой-то мере своеобразной «лабораторией», где проверяются временем качество произведений, методы их экспонирования, утверждаются новые эстетические взгляды.

Экспозиция дает представление об основных этапах становления метода социалистического реализма, о разнообразии творческих индивидуальностей мастеров. В ее основу положен историко-монографический принцип. Расположение материала соответствует периодам развития советского изобразительного искусства. Произведения отдельных авторов, созданные в разные годы, собраны вместе с таким расчетом, чтобы зритель мог судить об особенностях и эволюции творчества каждого из них. Исключение в ряде случаев сделано лишь для скульптуры. Менее всего предназначенная для музеев, она является неотъемлемой частью больших общественных сооружений, площадей и парков, и только станковые произведения, главным образом портрет, рассчитаны на небольшие залы, пространство и освещение которых являются важными факторами «жизни» скульптуры в музее. Жанровые признаки и отчасти размеры также влияют на ее размещение в тех или иных интерьерах. Поэтому с работами одного и того же ваятеля зритель встречается в залах живописи и графики, а также в самостоятельной экспозиции советской скульптуры, начиная с первых памятников монументальной пропаганды и кончая новейшими работами современных мастеров. Каждая скульптура является вехой в истории советской пластики и в этом смысле экспозиция дает более или менее цельную картину ее развития.

Если в первое пятилетие развития советского искусства наиболее острой была проблема выбора пути (реализм или беспредметничество), то в последующие годы — 1922 — 1932, когда большинство художников избрало реалистический метод творчества, ее сменил вопрос о сути реализма в искусстве нового общества. Возникали группы, творческие объединения, каждое из которых выдвигало свою программу борьбы за реализм, свое понимание его как метода и стиля. Порой полемика между группировками принимала враждебный характер, в этом проявлялась отрицательная сторона разобщенности между художниками. Наиболее известными творческими организациями были АХРР (Ассоциация художников революционной России), ОСТ (Общество станковистов), «Четыре искусства», ОМХ (Общество московских художников) — все возникшие в течение 1922 — 1925 гг.

События Великой Отечественной войны нашли живой отклик в творчестве многих советских скульпторов, и это сказалось прежде всего в портретном жанре. Тема героической борьбы советского народа выражена как в портретных статуях, так и в многочисленных эскизах композиций, позднее нашедших свое окончательное воплощение в работах некоторых мастеров.

Испытания военных лет повысили требовательность художников к себе, усилили в них чувство ответственности перед народом. В своем творчестве мастера стремились отразить самые разнообразные и сложные явления действительности.

Однако в конце 1940-х — начале 1950-х гг. способ утверждения положительных идеалов эпохи некоторые живописцы и скульпторы видели в излишней парадности и торжественности огромных надуманных полотен и композиций, а критика отрицательных явлений действительности сводилась подчас к смакованию незначительного анекдотического сюжета.

В лирических и патетических композициях 1950-1960-х годов выразилось общее оидание светлого будущего, истоки которого заложены в прекрасном настоящем. Часть советских художников отошла от социально-критического реализма и начала разрабатывать свои индивидуальные стили и тематики. Ряд художников поспособствовал развитию официозного и торжественно-холодного партийного искусства, прославляющего социалистический строй. Появились и неформальные художники андеграунда как с резко провокационными, сатирическими картинами, так и с произведениями в абстрактном или символическом ключе. Изобразительное искусство стало разноплановым и разнонаправленным.




Далее: Русские живописцы после Октября

 →  Главная  → Советское искусство: живопись, графика, скульптура   → Советское искусство в Русском музее  


Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта