Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Советские скульпторы дореволюционной школы

К этому поколению мастеров искусства принадлежит выдающийся русский скульптор Анна Семеновна Голубкина (1864 — 1927).

В экспозиции советского отдела Русского музея показаны две ее лучшие работы, полные творческого дерзания, свидетельствующие о новом расцвете ее дарования. Это — портрет Л. Н. Толстого и «Березка» (обе — 1927, бронза).

Голубкина А.С. Березка
Голубкина А.С. Березка


В портрете Толстого воплощен образ писателя-философа. В «Березке» дано поэтическое, народное толкование женского образа через близкую простым людям русскую природу. Глубоко лирично сравнение стройной молоденькой девушки с тонкоствольной березкой, у которой от ветра раскачивается, как распущенная коса, листва па гибких длинных ветвях.

Голубкиной свойственно олицетворение в скульптуре сил природы, которое покоится на глубочайшей наблюдательности и остроте видения художника.

 

Активное участие в осуществлении плана «монументальной пропаганды» принимал Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов) (1876 — 1959) — весьма своеобразный художник с удивительной судьбой. Он воздвиг в Закавказье и на Урале памятники В. И. Ленину, Карлу Марксу, монумент «Свобода». Одержимый грандиозными замыслами, скульптор мечтал увидеть свои творения высеченными прямо в скалах.

Наиболее плодотворным периодом в творчестве Эрьзи были 1930-е гг. Значительная часть его работ, созданных в Аргентине, где скульптор жил в то время, выполнена из субтропических пород деревьев квебрахо и альгарробо. Некоторые из них с характерными названиями «Горе», «Отчаяние», «Страсть» посвящены образам символического, философского содержания. Огромное большинство — простым людям стран Латинской Америки. К числу лучших скульптур принадлежит «Отважный» (1936, квебрахо).

В энергичной голове «Отважного» выражены страстность, неукротимый гнев смелого человека. Это одна из многих работ художника, посвященных гордым потомкам древних инков. В произведении обращает на себя внимание контраст неровных, шероховатых и полированных поверхностей, своеобразие обработки, продиктованное необычайной твердостью дерева.

 

Матвеев А.Т. Октябрьская революция
Матвеев А.Т. Октябрьская революция


Александр Терентьевич Матвеев (1878 — 1960) занимает особое место в русской и советской скульптуре. Его творчество посвящено теме красоты и мужества сильного духом человека. Самая значительная работа Матвеева, группа «Октябрьская революция» (1927, бронза), создана по заказу Совнаркома к юбилейной выставке «Х лет Октября» и относится к наиболее известным произведениям советского искусства.

Группа состоит из трех обнаженных фигур — рабочего, крестьянина и красноармейца. Композиция величава и торжественна. Это апофеоз победы народа в революции. Отсюда тот истинный пафос, которым она пронизана, пафос утверждения красоты раскрепощенного человека, рожденный чистым, искренним чувством художника. Воплощая мысль о духовной красоте народа-победителя, скульптор прибегает к извечной пластической теме обнаженной человеческой фигуры, теме, ему всегда близкой и постоянно развиваемой.

Второй бронзовый отлив группы был установлен в 1967 г. около Большого концертного зала «Октябрьский» в Ленинграде.

«Девушка» (1937, бронза) принадлежит к числу редких в советском искусстве тех лет обнаженных женских фигур. Ее образ исполнен достоинства и внутренней силы. Постановка фигуры, ее движение, характеристика головы — все пронизано суровой серьезностью.

В «Автопортрете» (1941, бронза) создан образ человека большой духовной силы, принципиальности, прямоты, твердой воли и мужества. Произведение насыщено философским содержанием, в нем скульптор передал суть своих размышлений о характере.

Творчество Матвеева представлено в Русском музее рядом других работ, менее известных широкому зрителю, но составляющих важную сторону его творчества. Среди них: «Девушка, выжимающая волосы» (1932, бронза), этюды «Слепой» и «Сидящий китаец» (оба — 1938, бронза). Особенно интересны маленькие женские статуэтки. Они были исполнены в начале 1920-х гг. и предназначались для воспроизведения в фарфоре. На Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже в 1925 г отдельным работам этой серии была присуждена золотая медаль.

 

Борис Данилович Королев (1884 — 1963) — мастер советской монументальной скульптуры, активный участник осуществления ленинского плана монументальной пропаганды, автор памятников «Освобожденному труду» в Саратове и Н. Э. Бауману в Москве. Портрет Баумана (1931, бронза) исполнен в связи с работой над памятником. Убежденность Баумана в правоте революционного дела, очевидная увлеченность художника образом нашли выражение в этом произведении.

Как и Матвеев, Королев ревностно следовал в своем творчестве законам искусства скульптуры. Тенденция к обобщениям, архитектоничность, поиски большой формы проявляются во всех работах мастера. В экспозиции Русского музея — два станковых произведения «Обнаженная за прической» (1924, бронза) и «Женская голова» (4922, бронза). Они отличаются полновесностью и обобщенностью формы, большим чувством объема.

 

Иван Семенович Ефимов (1878 — 1959) анималист, художник ярко выраженного декоративного дарования, смелых поисков новых, современных форм в скульптуре. Особенно интересен в его творчество так называемый «сквозной рельеф», исполненный по принципу решетки. Новаторские поиски художник соединял с удивительной любовью к животным, которая покоряет в его лучших работах («Олененок», 1933, бронза).

Один из любимейших материалов Ефимова — кованая медь — прекрасно использован в «Страусе» (1935). Завитки хвоста, четкие формы подчеркнуто удлинены; изгибы шеи очень красивы в кованом металле.




Далее: Сергей Тимофеевич Коненков

 →  Главная  → Советское искусство: живопись, графика, скульптура   → Скульпторы дореволюционной школы  


Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта