Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
  v

Объединение АХХР

В 1920-е гг. ведущая роль в становлении искусства социалистического реализма принадлежала АХРР, созданной в 1922 г. Художники этого объединения стремились прежде всего отразить важнейшие явления новой советской действительности.

Они ориентировались в основном на наследие русского революционно-демократического искусства второй половины XIX в.

О характере нового искусства говорилось в декларациях организации, изданных дважды — в 1922 и в 1928 гг. Если в декларации 1922 г. «героический реализм» (так называли ахрровцы новый стиль пролетарского искусства) рассматривался как система документально точного отражения революционной эпохи, то в 1928 г. речь уже шла о художественном, образном воплощении революционных идей, о необходимости обобщать жизненные впечатления в яркие сильные образы.

В Русском музее собрана коллекция произведений, дающих представление об особенностях ахрровского искусства.

 

Они ярко проявились в творчестве одного из видных представителей Ассоциации, ученика И. Е. Репина Исаака Израилевича Бродского (1884 — 1939). Художника привлекали темы болыпого общественно-политического значения. Присущие произведениям Бродского правдивость и достоверность делают их своеобразными документами эпохи. Особенно много работал живописец над образом В. И. Ленина, воплотив его в таких известных картинах, как «Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 г.» (1926, Центральный музей В. И. Ленина), «Ленин в Смольном» (1930, Третьяковская галерея) и многих других. В картине «Ленин па трибуне» (1927, Русский музей) вождь революционного пролетариата показан в момент обращения к народу.

Бродский И.И. Ленин в Смольном
Бродский И.И. Ленин в Смольном


Характерная для ахрровцев обстоятельность изображения каждого события, интерес к деталям, позволяющим точно указать место действия, проявились в картине «Демонстрация на проспекте 25 октября» (второй вариант, выполненный в 1930 г)

 

В этом же зале экспонированы картины другого представителя Ассоциации художников революционной России — Митрофана Борисовича Грекова (1882 — 1934) — «Взятие Новочеркасска» (1925), «На походе. Первая конная» (1927), «Бегство белых из Новочеркасска в 1920 году» (1927).

Греков М.Б. Трубачи Первой конной армии
Греков М.Б. Трубачи Первой конной армии


М. Б. Греков явился основоположником советской батальной живописи. Он был участником многих походов Первой конной армии. Об этих походах, о гражданской войне художник рассказывает в своих произведениях. Наряду с документальной точностыо и объективностью в передаче событий в работах Грекова ощущается особая романтическая взволнованность и напряженность, воссоздающая атмосферу боевых дней гражданской войны.

В картине «Бегство белых из Новочеркасска в 1920году» показана сцена панического отступления разрозненных отрядов белой армии. Художник насыщает композицию деталями, увиденными в действительности, но тщательно избегает внешних эффектов, броскости и надуманной занимательности.

 

На глазах художника Ефима Михайловича Чепцова (1874 — 1950) перестраивалась жизнь на его родине — в Курской губернии. О глубоком интересе к новому и понимании значения тех поремоп, которые произошли в жизни односельчан после Октября, свидетельствует картина «Празднование дня кооперации в деревне» (1926). Свежо и непосредственно передает мастер атмосферу праздничного летнего дня, оживление, царящее на деревенской площади. Алые пятна кумачевых полотнищ, украшающих импровизированную сцену, вносят неожиданно звонкую ноту в привычный сельский пейзаж с зеленью вокруг белой церквушки. Этот контраст нужен художнику, чтобы показать как новое радует, увлекает и объединяет людей.

Греков М.Б. Трубачи Первой конной армии
Чепцов Е.М. Заседание сельской ячейки


Картины Чепцова «Заседание сельской ячейки» (1924), «Переподготовка учителей» (1925, обе в Третьяковской галерее) — первые шаги развития советской бытовой живописи.

 

Пристальный интерес советских художников-реалистов к человеку, к современнику определил успешное развитие в 1920-е гг. портретного жанра.

Григорий Григорьевич Ряжский (1895 — 1952) Федор Семенович Богородский (1895 — 1959) и Василий Никитич Мешков (1867 — 1946) — стремились к созданию обобщенного типического образа советского человека. Их герои — люди новой морали, высоких общественных устремлений, сильной воли, большой энергии.

 

Г. Г. Ряжского привлекали женские образы. Он пишет портреты молодых работниц, общественниц, представительниц новой советской интеллигенции («Вузовка», 1927) . Наиболее известные работы Ряжского «Делегатка» (1927) и «Председательница» (1928, обе в Третьяковской галерее). В экспозиции Русского музея есть «Автопортрет» художника, в котором воплощены черты, характерные для его современников — энергия, целеустремленность, уверенность в своих силах, в будущем.

 

Ф. С. Богородский в серии портретов изобразил беспризорных детей. Оценивая эти произведения, известный художник и искусствовед И. Э. Грабарь писал: «Москва пережила целую эпоху беспризорничества и борьбы с ним. В самый разгар нашелся только один художник, настороженно остановившийся перед лицом этого наследия прошлого, посмотревший ему прямо в глаза и отдавший ему всю свою художественную зоркость и социальную направленность».

В экспозиции представлен один из этих портретов («Беспризорный», 1925). С большой симпатией Богородский изображает подростка в грязной одежде с чужого плеча, внимательно вглядываясь в его одутловатое лицо, покрасневшие веки, глаза, в которых притаились мальчишеское озорство и сметливость.

 

В. Н. Мешков в портрете В. Р. Менжинского (1924), видного чекиста, друга и соратника Ф. Э. Дзержинского, создал образ профессионального революционера.




Далее: Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»

 →  Главная  → Советское искусство: живопись, графика, скульптура   → Объединение АХХР  


Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта