Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Русские живописцы после Октября

Аркадий Александрович Рылов

Мажорные, романтически приподнятые пейзажи, созданные Аркадием Александровичем Рыловым (1870 — 1939) после Октября, отражают героический дух времени, являются символическими образами революции. Это прежде всего картина «В голубом просторе» (Третьяковская галерея).

В пейзажах Рылов умел передать тонкое очарование скромных уголков родной земли. Уютная лужайка, поросшая желтыми цветами полевой рябинки («Полевая рябинка», 1922), опушка леса с медленно проплывающим над ней легким облачком («Лесная поляна», 1930), извилистая речка, в темной воде которой прячутся лесные тайны («Устье Орлинки», 1930) — мир, где мастер чувствует себя полновластным хозяином. Природа в этих картинах живет напряженной жизнью, скрытой от взора равнодушного человека и полной значения и прелести для влюбленного в нее пейзажиста.

Рылов А.А. Полевая рябинка
Рылов А.А. Полевая рябинка


В своих произведениях художник добивался устойчивости композиции. Поэтому даже небольшие этюды его монументальны. Это впечатление усиливает своеобразный колорит. Рылов смело использует чистые, яркие цвета. Особенно любит он сочетание свежей зелени и звонкой синевы неба, ослепительно белых облаков и мягкого золотистого мерцания воды. В радостном сиянии красок нашел выражение присущий ему оптимизм, светлая вера в жизнь.

Борис Михайлович Кустодиев

Тяжелая болезнь лишала Бориса Михайловича возможности находиться в гуще событий, видеть вокруг себя напряженную, бурлящую жизнь. Отношение художника к революционным событиям вряд ли было однозначным, однако он принял участие в оформлении Петрограда к первой годовщине революции, и именно творчество Кустодиева стало самым быстрым откликом художественных кругов на революционный переворот.

В июле 1920 г. в Петрограде торжественно открылся II конгресс Коминтерна. В распоряжение частично парализованного живописца была выделена специальная машина, на которой он смог объехать праздничный город. Свои впечатления он выразил в картине «Праздник на площади Урицкого 19 июля 1920 года в честь открытия II конгресса Коминтерна» (1921).

Кустодиев Б.М. Праздник на площади Урицкого 19 июля 1920 года в честь открытия II конгресса Коминтерна
Кустодиев Б.М. Праздник на площади Урицкого 19 июля 1920 года в честь открытия II конгресса Коминтерна


Полотно подкупает жизненной убедительностью, меткостью и точностью наблюдений, звучностью цветового решения. Художник подчеркивает всенародный характер революционного праздника. В шумной пестрой толпе, заполняющей площадь, люди разных национальностей и социальных слоев общества. Картина Кустодиева — одно из первых произведений советской живописи, непосредственно отражающих действительность.

Михаил Васильевич Нестеров

В дореволюционное десятилетие Михаил Васильевич Нестеров был признанным мастером искусства православной тематики. Его кисти принадлежали росписи храмов и монастырей, его картины на религиозные сюжеты вызывали восхищение и споры, а его авторитетное мнение учитывалось как духовными кругами, так и светскими коллегами.

После Октября возможности продолжать свою творческую линию у Нестерова не было. Его послереволюционное творчество посвящено преимущественно портретам. Он пишет полные высокого гражданского пафоса портреты современников, представителей передовой советской интеллигенции.

Нестеров М.В. Портрет И.П. Павлова
Нестеров М.В. Портрет И.П. Павлова


Среди лучших работ Несторова — два портрета Ивана Петровича Павлова, знаменитого ученого-физиолога. Первый создан в 1930 г. и изображает Павлова за чтением, на террасе дома. Почти квадратный формат холста позволяет художнику придать композиции особую весомость, устойчивость. Спокойное достоинство, серьезность, сосредоточенность, глубину мысли передает Нестеров в лице ученого. Прямая посадка головы, широко развернутые плечи подчеркивают энергию, напористость, в высшей степени присущие Павлову до последних дней жизни. Светлому, оптимистическому звучанию образа соответствует колористическое решение портрета, обилие в нем света и воздуха, красота прозрачных рефлексов, отбрасываемых зеленью листвы, сквозь которую пробиваются лучи солнечного света.

Нестерова всегда привлекал образ русской женщины. В Русском музее представлены «Портрет Елизаветы Сергеевны Кругликовой» (1939), ленинградской художницы, мастера станковой гравюры, и «Портрет Лизы Таль» (1936).




Далее: Скульпторы дореволюционной школы

 →  Главная  → Советское искусство: живопись, графика, скульптура   → Русские живописцы после Октября  


Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта