Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Скульптурная лениниана

Среди мастеров советской скульптуры, интенсивно работавших в 1920-е гг., Н. А. Андреев и И. Д. Шадр близки АХРР своими творческими устремлениями, документальной точностью подхода к явлениям советской действительности, характером создаваемых образов.

Николай Андреевич Андреев (1873 — 1932) — автор знаменитого памятника Н. В. Гоголю (1909), долгое время украшавшего Арбатскую площадь в Москве, памятников А. И. Герцену и Н. П. Огареву (1920 — 1922, бетон) у здания Московского университета.

В советские годы все творческие силы мастер отдал работе над образом В. И. Ленина. Начало ее относится к 1920 г., когда художник делал многочисленные наброски с натуры и лепил этюды в кремлевском кабинете Ленина. На основе этих наблюдений и «стенографических записей» (как он называл свои наброски) Андреев создал ряд камерных портретов — «Ленин пишущий», «Ленин, сидящий за кафедрой», «Ленин слушает доклад», — в которых переданы различные психологические состояния: сосредоточенность, напряженность, внимание. В каждом портрете выявлена как бы одна сторона многогранной натуры Ленина. Художнику удалось передать ощущение обстановки действия (например, ночную тишину кремлевского кабинета, напряженную и взволнованную атмосферу заседания и т. д.). Итогом «Ленинианы» явилась работа «Ленин на трибуне» (1931-1932, бронза), в которой скульптор с огромной силой обобщения воплотил образ великого вождя мирового пролетариата.

Андреев Н.А. Ленин пишущий
Андреев Н.А. Ленин пишущий


Иван Дмитриевич Шадр (1887 — 1941) вместе с Н. А. Андроевым и другими мастерами определил решительный поворот советского искусства в сторону освоения новых тем. Он был первым советским скульптором, воплотившим в пластике образы простых людей, трудящихся. Большое творческое завоевание мастера — работа «Булыжник — оружие пролетариата» (1927, бронза), посвященная первой русской революции. Герой изображен в кульминационный момент движения, переданного динамично и напряженно. Интересно, что рабочий похож на Шадра, тем самым автор — сын простого плотника — как бы связывает свою судьбу с революцией.

Шадр И.Д. Памятник Ленину
Шадр И.Д. Памятник Ленину


На протяжении всего творческого пути скульптор вдохновенно работал над образом В. И. Ленина. Он создал знаменитый памятник В. И. Ленину (1927, бронза, гранит) на плотине Земо-Авчальской гидроэлектростанций.

Голова Горького («Буревестник», 1939, бронза) — монументальное произведение, возникшее при проектировании памятника великому писателю для города Горького. Но оно переросло значение портрета: огромные размеры и экспрессивность формы настраивают на патетический лад, на символическое толкование образа, характерное для творчества Шадра.




Далее: Объединение АХХР

 →  Главная  → Советское искусство: живопись, графика, скульптура   → Скульптурная лениниана  


Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта