Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Сергей Тимофеевич Коненков

Мастер советской и русской дореволюционной скульптуры Сергей Тимофеевич Коненков (1874-1971) создал по плану монументальной пропаганды два очень интересных памятника. Один из них — мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918, цемент), посвященная героям октябрьских боев в Москве; она была установлена 7 ноября 1918 г. на Сенатской башне Кремля. На открытии памятника произнес речь В. И. Ленин.

Почти во всю высоту огромного рельефа изображен крылатый гений победы с пальмовой ветвью в руке; другой рукой он сжимает древко красного знамени. У ног гения приспущенные знамена, над крыльями сияет солнце, лучи которого образуют цифру «1917». Доска представляет собой интересный и редкий образец скульптуры, в которой активную роль играет цвет. Насыщенный и эмоциональный, он энергично ложится по форме темпераментно вылепленного рельефа. Интенсивность, с которой работал скульптор в то время, поистине фантастична (лепка, отливка и установка доски в общей сложности заняли около трех недель).

В том же 1918 г. создана композиция «Степан Разин со своею дружиной» (дерево подцвеченное), установленная как временный памятник в Москве на Красной площади 1 мая 1919 г. На открытии этого памятника также выступал В. И. Ленин.

«Степан Разин» — одно из наиболее самобытных произведений Коненкова, в нем особенно ощутима связь с русским народным искусством. Она сказывается в безошибочно верном подходе к материалу, в выявлении его особенностей, а также в известной гротескности решения образов, в активном применении цвета. Однако это не стилизация. Разнообразие, выразительность и острота характеристик, наконец, пластический язык группы рождены мироощущением художника.

Коненков С.Т. Освобожденный человек
Коненков С.Т. Освобожденный человек


Другой работой, отличающейся чисто коненковским размахом, является «Освобожденный человек» (1947, гипс тон.). Это образ раскрепощенного человека, титаническими усилиями порвавшего цепи рабства и в радостном порыве воздевшего свободные руки к солнцу, к вселенной. Так была выражена одна из любимейших тем, развиваемая Коненковым в разные периоды творчества. В энергично вылепленной колоссальной фигуре ощущается дыхание нашего века. Произведение исполнено пафоса утверждения безграничных сил человека.

В многогранном искусстве Коненкова важнейшее место занимают портретные работы, среди них лучшие-Ф. М. Достоевского (1933, бронза) и М. М. Пешковой (1950, мрамор). Первый поражает силой драматизма. Нервно сцепленные и сильно выброшенные вперед руки, вылепленные в половину объема, лежат прямо на плоскости постамента, образуя собой как бы основание скульптуры. В движении обнаженной шеи, в раскрывающейся за распахнутым арестантским халатом груди, в угловатости плеч, в наклоне головы есть какая-то почти детская беспомощность и трогательность.

В ином эмоциональном «ключе» решен портрет Пешковой. Марфенька изображена в вечернем платье, с пышной прической. Из этой нарядной «рамы» выступает одухотворенное лицо, в котором с удивительной пластической ясностью выражен поэтический, взволнованный мир юности.




Далее: Скульптурная лениниана

 →  Главная  → Советское искусство: живопись, графика, скульптура   → Сергей Тимофеевич Коненков  


Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта