Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Великая Отечественная война в живописи

Великая Отечественная война явилась важным рубежом в развитии советского изобразительного искусства. В испытаниях военных лет углублялась связь художников с народом, искусство приобретало все большую идейную зрелость. Художники выезжали на фронт, делали эскизы и зарисовки. В своих произведениях они рассказывали о борьбе народа с фашизмом, создавали портреты героев фронта и тыла, картины на военные темы, пейзажи. Художественная жизнь в стране по-прежнему была напряженной. Почти каждый год устраивались выставки, в которых живописцы принимали самое активное участие.

 

Много и успешно работал в годы войны Александр Александрович Дейнека (1899 — 1969). Творческий путь он начал в середине 1920-х гг., был членом Общества художников-станковистов (ОСТ) — второй после АХРР крупной творческой организации, возникшей в 1925 г. в Москве. В это объединение входили в основном молодые живописцы, горячие энтузиасты борьбы за тематическую картину. Главной задачей они считали создание произведений, в которых отражена новая жизнь. Художников привлекала индустрия, ее строгие и четкие ритмы. Луначарский приветствовал молодежь ОСТ в лице Дейнеки и Пименова, их увлечение современной тематикой., большую любовь к спорту, выраженную в картинах, «действительно построенных, а не приближающихся к цветным фотографиям». В их произведениях ощущается сильное влияние революционного плаката с его броской, разящей меткостью образов.

Острота характеристик в работах остовцев достигалась неожиданностью точок зрения, сознательным нарушением перспективы, смещением стилей, графичиостью языка. Эти черты, свойственные монументальной живописи, наиболее полно проявились в картине Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Советской Армии).

Творчество Дейнеки широко представлено в Русском музее. К раннему периоду относятся картины: «Допрос коммуниста» (1933), «Девушка с книгой» (1934), а также произведения, выполненные во время поездок во Францию, Италию, Соединенные Штаты Америки в 1935 г. («Филадельфия. Старая площадь», «Парижанка», «Негритянский концерт»).

Одной из любимых тем живописца — спорту — посвящено полотно «Раздолье» (1944). Написанное в тяжелые дни войны, оно полно оптимизма, любви к советской молодежи, веры в ее силы. В его композиционном решении ярко проявляется дар Дейнеки-монументалиста.

А.А.Дейнека. Оборона Севастополя
А.А.Дейнека. Оборона Севастополя


Героическая борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны необычайно подняла творческую активность художника. Как и другие мастера советского искусства, он постоянно выезжал на фронт, собирал материалы для картин. Среди них выделяется «Оборона Севастополя» (1942). Это полотно примечательно не только важностью и значительностью темы, но и своеобразием ритмического построения, суровой, сдержанной и напряженной цветовой гаммой.

Умение ограничиваться немногими тщательно отобранными, всегда предельно выразительными подробностями ярко проявилось в картине «Сгоревшая деревня» (1942).

О днях войны рассказывает Юрий Иванович Пименов (род. 1903) в работах «Фронтовая дорога» (1944) и «Осенняя станция» (1945).

Так же как и Дейнека, Пименов начал творческий путь в качестве члена Общества художников-станковистов. Влияние ОСТ сказывается в динамичности композиций, острой выразительности силуэта.

Ю.И.Пименов. Фронтовая дорога
Ю.И.Пименов. Фронтовая дорога


Ю.И.Пименов. Телефон
Ю.И.Пименов. Телефон


Пименов — живописец лирической, поэтической темы. Ярким своеобразием отличаются его натюрморты: в них мир вещей — это всегда взволнованный рассказ о людях. Среди лучших работ — «Натюрморт с телефоном» (1934). О характере творчества Пименова в последние годы дает представление небольшое полотно «Между работой и театром» (1960). Тонкость цветовых отношений и красота колорита — особенно привлекательная черта его произведений.

 

Кукрыниксы (Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов, Николай Александрович Соколов) известны работами в области политической карикатуры и иллюстрации. Интересны их живописные произведения. События военных лет нашли отражение в картинах «Таня» (1942 — 1947, Третьяковская галопом), «Конец» (4947 — 1948, Третьяковская галерея), «Бегство фашистов из Новгорода» (1944-1946, Русский музей).

Кукрыниксы посетили Новгород в 1944 г., вскоре после его освобождения от захватчиков. С болью и возмущением рассказывают художники о варварских злодеяниях гитлеровцев, о разрушения~ новгородского кремля, Софийского собора.

Кукрыниксы.Бегство фашистов из Новгорода
Кукрыниксы. Бегство фашистов из Новгорода


Фашисты мечутся от здания к зданию, поджигая дома. Новгород охвачен пламенем. Отблески пожара кровавыми пятнами ложатся на снег. К дымному небу поднимаются бронзовые руки фигур поверженного памятника «Тысячелетие России». С центрального купола собора сорвана позолота. Следы осколков кажутся ранами на стенах храма. Но истерзанная София стоит нерушимо. Словно символизируя близкое возрождение города, мягко. поблескивают лучи заходящего солнца, пробившиеся сквозь дым пожара.

Об индивидуальной живописной манере каждого из Кукрыниксов можно судить по имеющимся в экспозиции Русского музея пейзажам, в которых художники тонко передают красоту русской природы (Н. А. Соколов. «Волга у плеса», 1952; П. Н. Крылов. «Утро на Оке», 1946) . Пейзажи столицы охотно пишет М. В. Куприянов («Улица Чкалова», 1947).

В творчестве Кукрыниксов получили отражение впечатления от зарубежных поездок (М. В. Куприянов. «Венеция. Раннее утро», 1956).

 

Первые значительные произведения Иосифа Александровича Серебряного созданы в предвоенный период и в годы войны. В январе 1942 г. его командировали из Ленинграда на партизанскую базу, находившуюся по ту сторону Ладожского озера на «Большой земле». Он должен был собрать материалы о партизанах Ленинградской области, сопровождая один из отрядов. В результате художником была написана картина «Партизанский отряд» («Лecгафтовцы», 1942) и серия портретов партизан.

И.А.Серебряный. Партизанский отряд
И.А.Серебряный. Партизанский отряд


В 1943 г. он выполнил одну из лучших своих работ-портрет двадцатидвухлетнего Героя Советского Союза-летчика-истребителя Ильи Миновича Шишканя, погибшего спустя несколько месяцев при защите Ленинграда.




Далее: Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»

 →  Главная  → Советское искусство: живопись, графика, скульптура   → Великая Отечественная война в живописи  


Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРОбщество «Четыре искусства»Общество «Бубновый валет»Советская живопись 1930-х годовМонументальная скульптура 1930-х годовВеликая Отечественная война в живописиДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»Сергей Васильевич ГерасимовВера Игнатьевна МухинаЛенинградская скульптурная школаСоветская скульптура 1950-1960 годовСоветская живопись 1950-1960 годовПавел Дмитриевич КоринСемен Афанасьевич Чуйков




 
  Талисман. Война, любовь, искусство в романе Татьяны Латуковой  
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
 
  • Современная живопись
  • Древнерусская живопись и иконы
  • Русское изобразительное искусство XVIII века
  • Русское искусство первой половины XIX века
  • Русское искусство второй половины XIX века
  • Европейское изобразительное искусство
 
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2019.
Живопись, архитектура, монументальное искусство, иконы, литература
Контакты
На заметку
Карта сайта