Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Общество «Четыре искусства»В числе творческих организаций 1920-х гг. видное место занимало общество «Четыре искусства» объединявшее мастеров, которые участвовали до революции на выставках «Мир искусства» и «Голубой розы». Среди ннх были живописцы К. С. Петров-Водкин, М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов, скульпторы А.Т. Матвеев и В.И. Мухина, график В. А. Фаворский и др. В организацию входили также архитекторы. Участники общества стремились к творческому содружеству, проявляли глубокий интерес к проблемам синтаза искусств, были увлечены идеей создания монументального искусства. Отсюда ориентация художников на самые разные периоды в развитии мирового искусства, от Возрождения и русской иконописи до современного западного, в первую очередь французского, искусства.
Среди членов этого общества одной из самых крупных фигур был Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 — 1931) Обращение к революционной тематике помогло ему, как и другим участникам объединения «Четыре искусства, избавиться от некоторой отвлеченности образного мышления, присущей его творчеству до революции. Он активно включился в художественную жизнь страны, вел педагогическую работу, участвовал в оформлении революционых празднеств, одновременно много занимался станковым искусством. Русскому музею принадлежат наиболее значительные картины, созданные Петровым-Водкиным в советский период: картины «Смерть комиссара» (1927 — 1928) и «1919 год. Тревога» (1934)
Первая из них написана по заказу Реввоенсовета к 10-летию РККА. Изображая гибель комиссара в бою, Петров-Водкин утверждает мысль о высоком чувстве долга, о счастье отдать жизнь в борьбе за дело революции. Силы поикдают раненого комиссара. Его тело, подхваченное бойцом, никнет, но угасающий взгляд устремлен вперед, вслед за уходящими в бой товарищами. Вce в картине кажется замершим во время начатого движения: застыл мир, увиденный в последний раз умирающим. Силой своего искусства художник словно оставил последнее в жизни человека мгновение и отразил в нем весь смысл его жизни. Картина «1919 год. Тревога» — одно из наиболее выразительных жанровых произведений Петрова-Водкина. В ней проявились склонность мастера к обобщению, его умение увидеть в бытовой сцене социально значительное явление. Враг приближается к революционному Петрограду. Жизнь в городе полна опасности. Сигнал тревоги на улице заставил рабочего напряженно всматриваться в вечернюю мглу за окном, настороженно прислушаться мать, раздевающую девочку. Снова,как в картине «Смерть комиссара», художник остановил мгновение, раскрывая в нем сущность происходящих событий: в стране идет битва, от исхода которой зависит судьба и этих людей, замерших в тревожном ожидании. Напряжение момента художник передает при помощи цвета, сочетая яркие контрастные пятна: синее (сумерки за окном) и огненно-красное (юбка женщины), розовое (обои) и зеленое (скатерть). В жанровых картинах Петрова-Водкина много бытовых деталей, позволяющих точно характеризовать время и место действия; о трудностях жизни рабочей семьи в осажденном Петрограде свидетельствует обстановка комнаты: порванные обои, тряпье вместо занавесей на окнах, остатки скудной еды на столе, лежащая на переднем плане газета с крупным заголовком статьи — «Враг у ворот». Глубокая внутренняя напряженность характерна и для портретов Петрова-Водкина. В автопортрете (1918) он создал образ художника-философа, пытливо всматривающегося в жизнь, постигающего ее смысл и законы.
Особенности творческой манеры Петрова-Водкина ярко сказываются и в его натюрмортах («Утренний натюрморт», 1918; «Натюрморт. Селедка», 1918). Им свойственны особая музыкальность цвета, подчеркнутая предметность и материальность. Художник стремится приблизить предметы, которые он изображает, к зрителю, подчеркнуть их красоту и значительность. С этой целью он прибегает к оригинальному композиционному приему: зритель оказывается как бы в центре некоего мира, созданного живописцем, а все предметы в картине располагаются на линиях, исходящих из этого центра; предмет воспринимается целиком, видны не только его передняя сторона, но и боковые и даже задняя. Законы этой обратной, или «сферической», перспективы используются художником почти во всех композициях.
Мартирос Сергеевич Сарьян (род. 1880) посвятил свое творчество родной Армении, ее людям, солнечной природе. С напряженным интересом он следит за всеми изменениями, происходящими в жизни армянского народа («Старое и самое новое», 1929). Величественная природа Армении с ее плодородными долинами и причудливыми очертаниями гор подсказала живописцу особый тип композиции пейзажа, дающий возможность, показать обширное пространство. Такое построения придаот картинам монументальность («Склоны Кировоканских высот», 1948). В портретах кисти Сарьяна декоративность сочетается с бережным вниманием к внутреннему миру изображенного («Портрет поэта Сурена Вауни», 1958).
После Октябрьской революции изменилось творчество Павла Варфоломеевича Кузнецова (1878 — 1968). В его искусство вошли новые темы: жизнь советских людей, красота и поэзия труда. Художника особенно привлекало своеобразие природы юга страны.
Серия его работ посвящена крымским колхозам («Сбор винограда», 1928, «Крымский колхоз», 1928). Важное место в творчестве Кузнецова принадлежит натюрморту. Один из лучших — «Натюрморт с хрусталем» (не позднее 1925) — находится в экспозиции. Светлые, точно пронизанные солнцем, полотна Кузнецова гармоничны, музыкальны; они ритмически ясно построены, нежны по цвету. Далее: Общество «Бубновый валет»
| Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРОбщество «Четыре искусства»Общество «Бубновый валет»Советская живопись 1930-х годовМонументальная скульптура 1930-х годовВеликая Отечественная война в живописиДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»Сергей Васильевич ГерасимовВера Игнатьевна МухинаЛенинградская скульптурная школаСоветская скульптура 1950-1960 годовСоветская живопись 1950-1960 годовПавел Дмитриевич КоринСемен Афанасьевич Чуйков | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |