Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
vОбъединение АХХРВ 1920-е гг. ведущая роль в становлении искусства социалистического реализма принадлежала АХРР, созданной в 1922 г. Художники этого объединения стремились прежде всего отразить важнейшие явления новой советской действительности. Они ориентировались в основном на наследие русского революционно-демократического искусства второй половины XIX в. О характере нового искусства говорилось в декларациях организации, изданных дважды — в 1922 и в 1928 гг. Если в декларации 1922 г. «героический реализм» (так называли ахрровцы новый стиль пролетарского искусства) рассматривался как система документально точного отражения революционной эпохи, то в 1928 г. речь уже шла о художественном, образном воплощении революционных идей, о необходимости обобщать жизненные впечатления в яркие сильные образы. В Русском музее собрана коллекция произведений, дающих представление об особенностях ахрровского искусства.
Они ярко проявились в творчестве одного из видных представителей Ассоциации, ученика И. Е. Репина Исаака Израилевича Бродского (1884 — 1939). Художника привлекали темы болыпого общественно-политического значения. Присущие произведениям Бродского правдивость и достоверность делают их своеобразными документами эпохи. Особенно много работал живописец над образом В. И. Ленина, воплотив его в таких известных картинах, как «Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 г.» (1926, Центральный музей В. И. Ленина), «Ленин в Смольном» (1930, Третьяковская галерея) и многих других. В картине «Ленин па трибуне» (1927, Русский музей) вождь революционного пролетариата показан в момент обращения к народу.
Характерная для ахрровцев обстоятельность изображения каждого события, интерес к деталям, позволяющим точно указать место действия, проявились в картине «Демонстрация на проспекте 25 октября» (второй вариант, выполненный в 1930 г)
В этом же зале экспонированы картины другого представителя Ассоциации художников революционной России — Митрофана Борисовича Грекова (1882 — 1934) — «Взятие Новочеркасска» (1925), «На походе. Первая конная» (1927), «Бегство белых из Новочеркасска в 1920 году» (1927).
М. Б. Греков явился основоположником советской батальной живописи. Он был участником многих походов Первой конной армии. Об этих походах, о гражданской войне художник рассказывает в своих произведениях. Наряду с документальной точностыо и объективностью в передаче событий в работах Грекова ощущается особая романтическая взволнованность и напряженность, воссоздающая атмосферу боевых дней гражданской войны. В картине «Бегство белых из Новочеркасска в 1920году» показана сцена панического отступления разрозненных отрядов белой армии. Художник насыщает композицию деталями, увиденными в действительности, но тщательно избегает внешних эффектов, броскости и надуманной занимательности.
На глазах художника Ефима Михайловича Чепцова (1874 — 1950) перестраивалась жизнь на его родине — в Курской губернии. О глубоком интересе к новому и понимании значения тех поремоп, которые произошли в жизни односельчан после Октября, свидетельствует картина «Празднование дня кооперации в деревне» (1926). Свежо и непосредственно передает мастер атмосферу праздничного летнего дня, оживление, царящее на деревенской площади. Алые пятна кумачевых полотнищ, украшающих импровизированную сцену, вносят неожиданно звонкую ноту в привычный сельский пейзаж с зеленью вокруг белой церквушки. Этот контраст нужен художнику, чтобы показать как новое радует, увлекает и объединяет людей.
Картины Чепцова «Заседание сельской ячейки» (1924), «Переподготовка учителей» (1925, обе в Третьяковской галерее) — первые шаги развития советской бытовой живописи.
Пристальный интерес советских художников-реалистов к человеку, к современнику определил успешное развитие в 1920-е гг. портретного жанра. Григорий Григорьевич Ряжский (1895 — 1952) Федор Семенович Богородский (1895 — 1959) и Василий Никитич Мешков (1867 — 1946) — стремились к созданию обобщенного типического образа советского человека. Их герои — люди новой морали, высоких общественных устремлений, сильной воли, большой энергии.
Г. Г. Ряжского привлекали женские образы. Он пишет портреты молодых работниц, общественниц, представительниц новой советской интеллигенции («Вузовка», 1927) . Наиболее известные работы Ряжского «Делегатка» (1927) и «Председательница» (1928, обе в Третьяковской галерее). В экспозиции Русского музея есть «Автопортрет» художника, в котором воплощены черты, характерные для его современников — энергия, целеустремленность, уверенность в своих силах, в будущем.
Ф. С. Богородский в серии портретов изобразил беспризорных детей. Оценивая эти произведения, известный художник и искусствовед И. Э. Грабарь писал: «Москва пережила целую эпоху беспризорничества и борьбы с ним. В самый разгар нашелся только один художник, настороженно остановившийся перед лицом этого наследия прошлого, посмотревший ему прямо в глаза и отдавший ему всю свою художественную зоркость и социальную направленность». В экспозиции представлен один из этих портретов («Беспризорный», 1925). С большой симпатией Богородский изображает подростка в грязной одежде с чужого плеча, внимательно вглядываясь в его одутловатое лицо, покрасневшие веки, глаза, в которых притаились мальчишеское озорство и сметливость.
В. Н. Мешков в портрете В. Р. Менжинского (1924), видного чекиста, друга и соратника Ф. Э. Дзержинского, создал образ профессионального революционера. Далее: Общество «Четыре искусства»
| Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРОбщество «Четыре искусства»Общество «Бубновый валет»Советская живопись 1930-х годовМонументальная скульптура 1930-х годовВеликая Отечественная война в живописиДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»Сергей Васильевич ГерасимовВера Игнатьевна МухинаЛенинградская скульптурная школаСоветская скульптура 1950-1960 годовСоветская живопись 1950-1960 годовПавел Дмитриевич КоринСемен Афанасьевич Чуйков | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |