Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Советские скульпторы дореволюционной школыК этому поколению мастеров искусства принадлежит выдающийся русский скульптор Анна Семеновна Голубкина (1864 — 1927). В экспозиции советского отдела Русского музея показаны две ее лучшие работы, полные творческого дерзания, свидетельствующие о новом расцвете ее дарования. Это — портрет Л. Н. Толстого и «Березка» (обе — 1927, бронза).
В портрете Толстого воплощен образ писателя-философа. В «Березке» дано поэтическое, народное толкование женского образа через близкую простым людям русскую природу. Глубоко лирично сравнение стройной молоденькой девушки с тонкоствольной березкой, у которой от ветра раскачивается, как распущенная коса, листва па гибких длинных ветвях. Голубкиной свойственно олицетворение в скульптуре сил природы, которое покоится на глубочайшей наблюдательности и остроте видения художника.
Активное участие в осуществлении плана «монументальной пропаганды» принимал Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов) (1876 — 1959) — весьма своеобразный художник с удивительной судьбой. Он воздвиг в Закавказье и на Урале памятники В. И. Ленину, Карлу Марксу, монумент «Свобода». Одержимый грандиозными замыслами, скульптор мечтал увидеть свои творения высеченными прямо в скалах. Наиболее плодотворным периодом в творчестве Эрьзи были 1930-е гг. Значительная часть его работ, созданных в Аргентине, где скульптор жил в то время, выполнена из субтропических пород деревьев квебрахо и альгарробо. Некоторые из них с характерными названиями «Горе», «Отчаяние», «Страсть» посвящены образам символического, философского содержания. Огромное большинство — простым людям стран Латинской Америки. К числу лучших скульптур принадлежит «Отважный» (1936, квебрахо).
В энергичной голове «Отважного» выражены страстность, неукротимый гнев смелого человека. Это одна из многих работ художника, посвященных гордым потомкам древних инков. В произведении обращает на себя внимание контраст неровных, шероховатых и полированных поверхностей, своеобразие обработки, продиктованное необычайной твердостью дерева.
Александр Терентьевич Матвеев (1878 — 1960) занимает особое место в русской и советской скульптуре. Его творчество посвящено теме красоты и мужества сильного духом человека. Самая значительная работа Матвеева, группа «Октябрьская революция» (1927, бронза), создана по заказу Совнаркома к юбилейной выставке «Х лет Октября» и относится к наиболее известным произведениям советского искусства. Группа состоит из трех обнаженных фигур — рабочего, крестьянина и красноармейца. Композиция величава и торжественна. Это апофеоз победы народа в революции. Отсюда тот истинный пафос, которым она пронизана, пафос утверждения красоты раскрепощенного человека, рожденный чистым, искренним чувством художника. Воплощая мысль о духовной красоте народа-победителя, скульптор прибегает к извечной пластической теме обнаженной человеческой фигуры, теме, ему всегда близкой и постоянно развиваемой. Второй бронзовый отлив группы был установлен в 1967 г. около Большого концертного зала «Октябрьский» в Ленинграде. «Девушка» (1937, бронза) принадлежит к числу редких в советском искусстве тех лет обнаженных женских фигур. Ее образ исполнен достоинства и внутренней силы. Постановка фигуры, ее движение, характеристика головы — все пронизано суровой серьезностью. В «Автопортрете» (1941, бронза) создан образ человека большой духовной силы, принципиальности, прямоты, твердой воли и мужества. Произведение насыщено философским содержанием, в нем скульптор передал суть своих размышлений о характере. Творчество Матвеева представлено в Русском музее рядом других работ, менее известных широкому зрителю, но составляющих важную сторону его творчества. Среди них: «Девушка, выжимающая волосы» (1932, бронза), этюды «Слепой» и «Сидящий китаец» (оба — 1938, бронза). Особенно интересны маленькие женские статуэтки. Они были исполнены в начале 1920-х гг. и предназначались для воспроизведения в фарфоре. На Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже в 1925 г отдельным работам этой серии была присуждена золотая медаль.
Борис Данилович Королев (1884 — 1963) — мастер советской монументальной скульптуры, активный участник осуществления ленинского плана монументальной пропаганды, автор памятников «Освобожденному труду» в Саратове и Н. Э. Бауману в Москве. Портрет Баумана (1931, бронза) исполнен в связи с работой над памятником. Убежденность Баумана в правоте революционного дела, очевидная увлеченность художника образом нашли выражение в этом произведении. Как и Матвеев, Королев ревностно следовал в своем творчестве законам искусства скульптуры. Тенденция к обобщениям, архитектоничность, поиски большой формы проявляются во всех работах мастера. В экспозиции Русского музея — два станковых произведения «Обнаженная за прической» (1924, бронза) и «Женская голова» (4922, бронза). Они отличаются полновесностью и обобщенностью формы, большим чувством объема.
Иван Семенович Ефимов (1878 — 1959) анималист, художник ярко выраженного декоративного дарования, смелых поисков новых, современных форм в скульптуре. Особенно интересен в его творчество так называемый «сквозной рельеф», исполненный по принципу решетки. Новаторские поиски художник соединял с удивительной любовью к животным, которая покоряет в его лучших работах («Олененок», 1933, бронза). Один из любимейших материалов Ефимова — кованая медь — прекрасно использован в «Страусе» (1935). Завитки хвоста, четкие формы подчеркнуто удлинены; изгибы шеи очень красивы в кованом металле. Далее: Сергей Тимофеевич Коненков
| Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРОбщество «Четыре искусства»Общество «Бубновый валет»Советская живопись 1930-х годовМонументальная скульптура 1930-х годовВеликая Отечественная война в живописиДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»Сергей Васильевич ГерасимовВера Игнатьевна МухинаЛенинградская скульптурная школаСоветская скульптура 1950-1960 годовСоветская живопись 1950-1960 годовПавел Дмитриевич КоринСемен Афанасьевич Чуйков | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |