Европейское искусство | Русское искусство XVIII века | Русское искусство первой половины XIX века | Русское искусство второй половины XIX века | Советское искусство |
Иконы | Современное искусство | Литература | События | Арткласс |
Монументальная скульптура 1930-х годовВ 1930-е гг. скульпторы работали над проблемой создания обобщенного образа советского человека. Значительность идейного содержания, глубина раскрытия типических черт современности отличают лучшие из созданных в эти годы произведений, такие, как памятники В. И. Ленину в Ульяновске (М. Г. Манизер), С. М. Кирову в Ленинграде (Н. В. Томский), портретная статуя Серго Орджоникидзе (В. И. Ингал и В. Я. Боголюбов) и др. Больших творческих успехов добиваются в этот период крупнейшие мастера советской скульптуры — Л. В. Шервуд, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, М. Г. Манизер и др. Особенно значительны их достижения в области портрета, а также в жанре монументальной и монументально-декоративной скульптуры. Б плодотворной развитии последней важную роль сыграл размах строить листва — сооружение новых зданий, реконструкция городов, строительство московского метрополитена, сооружение павильонов па ВСХВ и на международных выставках.
Леонид Владимирович Шервуд (1871 — 1954) принадлежит к скульпторам старшего поколения. Он создал памятники Глебу Успенскому (1904, бронза) на Литераторских мостках Волкова кладбища в Петербурге, адмиралу С. О. Макарову (1913, бронза, гранит) в Кронштадте и бюст А. Н. Радищева (1918, гипс) — первый памятник, воздвигнутый по ленинскому плану монументальной пропаганды в Петрограде (повторением Москве).
Статуя «Часового» (1933, гипс) была исполнена по заказу комитета юбилейной выставки «XV лет РККА». Художник взял пластически трудный мотив фигуры, закутанной в тяжелые одежды. И он превосходно справился с задачей. Под толщей одежды чувствуется крепость и сила ладной фигуры красноармейца. Движение ее сдержанно, упруго и энергично. Обобщенные формы скульптуры, характер лепки диктовались материалом, в котором предполагал работать Шервуд. Мастер, в сочетании гранита и стали видевший подтверждение идеи своего произведения, идеи силы и мощи Советской Армии, мечтал вырубить статую в граните, а винтовку сделать из нержавеющей стали. Это желание он не смог осуществить. Скульптура была отлита из бетона.
Матвей Генрихоеич Манизер (1891 — 1966) — известный мастер советской монументальной скульптуры, автор многочисленных памятников, установленных в различных городах нашей страны: «Жертвам 9 января 1905 года» (1931, бронза, гранит) в Ленинграде, В. И. Ленину в Ульяновске (1940, бронза, гранит) и Петрозаводске (1933, гранит), В. И. Чапаеву (1932, бронза, гранит) в Куйбышеве, Т. Г. Шевченко (1934 — 1935, бронза, гранит) в Харькове. В Русском музее лучшая работа Манизера — голова Катерины-фрагмент памятника Шевченко. Катерина — один из самых поэтических образов в его творчестве. В книге «Скульптор о своей работе» Манизер рассказывал, что позировала для этой работы известная украинская артистка Н. М. Ужвий. Она в значительной степени помогла художнику создать образ обездоленной, отверженной наймички.
Сарра Дмитриевна Лебедева (1892 — 1967) известна главным образом как мастер портрета. Любовь к работе с натуры лежит в основе творческого метода скульптора. К числу наиболее известных ее работ относятся портреты Ф. Э. Дзержинского (1925, бронза) и В. П. Чкалова (1936, бронза).
Портрет Дзержинского, как и все портреты Лебедевой этой поры (А. Д. Цюрупы, С. М. Буденного, Вс. Иванова), сделан с огромным увлечением. В нем чувствуется жадность художницы к работе с натуры, умение подметить остроту, характерность и своеобразие модели. Лебедева так описывает свое впечатление от Дзержинского: «В его скованном. по скулам широком, ассиметричном лице с тонкими красивыми чертами я все время чувствовала внутреннее горение. Глаза, как ни странно, — самое спокойное в лице. Может, это делали тяжелые, усталые веки, а из-под них светлые. миндалиной голубые глаза — посмотрят — пронизывают». И это впечатление нашло убедительное выражение, откристаллизовалось в портрете, который останется в искусстве одним из самых достоверных художественных документов. Интересна история портрета Чкалова. В день своего знакомства с прославленным летчиком Лебедева поднялась с ним в воздух на самолете. Во время полета он продемонстрировал блестящее мастерство высшего пилотажа, и художница имела возможность наблюдать удивительную собранность, силу воли, талантливость этого «хозяина воздуха». Чкалов позировал немного — пять-шесть сеансов, а затем работа над портретом прекратилась из-за напряженной подготовки летчика к его знаменитым перелетам. Незаконченный этюд был отложен. Вернулась к нему Лебедева только после гибели Чкалова, когда ей был предложен заказ на создание его портрета. Глубоко принципиальный художник, она отказалась что-либо переделывать в неоконченной работе, отформовала ее, а затем отлила в бронзе. И тогда стало ясно, что в быстро вылепленном и, казалось бы, незаконченном этюде сразу и словно без труда был схвачен этот сильный характер — так велико было впечатление Лебедевой от своей модели. Портрет не только раскрывает характер человека, но и говорит о целом поколении людей, дерзко прокладывающих пути в будущее. Большое место в творчестве Лебедевой занимала работа над обнаженной моделью. Это преимущественно этюды, в которых художница явно не претендовала на болышее. Прелесть свободных, непринужденных движений натурщиц, желание избегнуть банальности в передаче мелодических, певучих линий, большая наблюдательность, убедительность характеристики отличают серию «Обнаженная модель». Одна из лучших работ в этом цикле — «На коленях» (1936, бронза). К ней примыкает и эскиз декоративной статуи «Девочка с бабочкой» (i935, бронза). Поражает упругость осторожных движений девочка, боящейся спугнуть присевшую на ее ладонь бабочку. Скульптор мастерски передал потенциальную стремительность детских движений, которые замерли на мгновение, как на мгновение присела легкокрылая бабочка.
Творчество Виктора Александровича Синайского (1893-1968) представлено двумя лучшими произведениями: фрагментом знаменитого памятника Лассалю и фигурой «Осоавиахимовцы» (1933, бронза). «Лассаль» (гранит) был создан в 1918 г. по плану «монументальной пропаганды». Памятник, один из лучших в Ленинграде, до середины 1930-х гг. стоял на Невском проспекте у здания б. Городской думы. Работа отличается ясностью пластического языка. Образ трибуна дышит необычайной энергией и силой, суровым мужеством борца. «Осоавиахимовец» принадлежит к числу первых в советском искусстве попыток воплощения образа современника. И надо отдать мастеру справедливость: он решает тему именно языком пластики, передав в фигуре одетого юноши свободу упругого движения, его непринужденность. Далее: Великая Отечественная война в живописи
| Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРОбщество «Четыре искусства»Общество «Бубновый валет»Советская живопись 1930-х годовМонументальная скульптура 1930-х годовВеликая Отечественная война в живописиДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»Сергей Васильевич ГерасимовВера Игнатьевна МухинаЛенинградская скульптурная школаСоветская скульптура 1950-1960 годовСоветская живопись 1950-1960 годовПавел Дмитриевич КоринСемен Афанасьевич Чуйков | |||
Европа
Иконы
Россия XVIII
Россия XIX-1
Россия XIX-2
СССР Галерея Литература События АртКласс | ||||
© Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021. Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы. |
Контакты На заметку Карта сайта |