Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Советская живопись 1930-х годов

К началу 1930-х гг. разобщенность многочисленных творческих группировок стала тормозом в дальнейшем развитии искусства. Внутри них также проявлялись острые противоречия, приводившие к распаду объединений. В этих условиях партия начала борьбу за консолидацию всех творческих сил на единой платформе, что привело в 1932 г. к ликвидации групповщины и организации единых Союзов советских художников сначала в Москве, а потом и в других городах. Основой этих преобразований стало постановление Центрального Комитета партии от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций».

Была определена программа дальнейшего развития советского искусства на основе метода социалистического реализма. Самая тесная связь с жизнью должна была стать главным условием успешной творческой деятельности мастеров.

Широкое распространение получили поездки художников по стране,командировки в районы большого строительства, на заводы и фабрики Донбасса, Кузнецка, Сормова и других промышленных центров. В советской живописи появился совершенно новый жанр — индустриальный пейзаж.

 

В этом жанре успешно работал Петр Иванович Котов (1889 — 1953), многие произведения которого посвящены гигантам советской индустрии и людям социалистических строек («Кузнецкстрой», 1931, «Ударница-слесарь», 1936, «На Волге» 1948).

П.И.Котов. Домна Кузнецкстроя
П.И.Котов. Домна Кузнецкстроя


Величественная панорама строительства Днепровской плотины вдохновила художника Константина Федоровича Богаевского ('1872 — 1943) на создание картины «Днепрострой» (1930).

 

К 1930-м годам относятся лучшие работы Александра Николаевича Самохвалова.

В советское искусство Самохвалов пришел в первые годы после революции. В своем творчество он всегда стремился отразить наиболее яркие моменты становления нового в жизни, прежде всего, в облике и характере людей. Поэтому художник уделяет самое пристальное внимание портрету. Русскому музею принадлежит несколько работ Самохвалова. Лучшая из них — «Девушка в футболке» (1932).

А.Н.Самохвалов. Девушка в футболке
А.Н.Самохвалов. Девушка в футболке


В образе девушки воплощены черты, присущие советской молодежи: здоровье, энергия, спортивная закалка, оптимизм. Монументальность и ясность композиции, декоративность цвета делают этот портрет одним из лучших произведений советской живописи тех лет.

 

Декоративной красотой, тонкостью цветовых сочетаний отличаются натюрморт «Лето» (1935), выполненный ленинградским художником Николаем Андреевичем Тырсой (1887 — 1942), и работы Владимира Васильевича Лебедева (1891—1967).

 

Николай Петрович Крымов (1884 — 1958) окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в 1911 г. Учителями его были В. А. Серов, Л. О. Пастернак, Н. А. Касаткин.

Крымов целеустремленно работал над проблемой передачи состояния природы. «В живописи основной задачей я считаю верную передачу общего тона картины, то есть степень ее общей светлоты или темноты. Хорошего живописного произведения не может получиться, если художник ошибается в определении общего тона. Дневной мотив солнечного дня в своих световых частях светлее световых частей мотива серого дня. Вечер, будь то пейзаж, портрет или жанр, в световых частях темнее дня и т. д.», — пишет художник в автобиографии.

В творчестве Крымова основной жанр — пейзаж. Внимание художника привлекают живописные уголки Подмосковья, узкие деревенские улочки, купы деревьев, освещенные солнцем..Много работал Крымов в Звенигороде и особенно в Тарусе — небольшом городке, расположенном на Оке,недалеко от Подольска.

Н.П.Крымов. Фруктовые сады
Н.П.Крымов. Фруктовые сады


Тарусу любили русские художники, писатели. Здесь работали В. Д. Поленов, В. 3. Борисов-Мусатов, А. Т. Матвеев, М. И. Цветаева, К. Г. Паустовский. Крымов прожил в Тарусе много лет, начиная с 1928 г. Там были 'созданы его произведения, экспонирующиеся в Русском музее: «Фруктовые сады» (1935), «Перед сумерками» (1935), «Улица в Тарусе» (1952). Большое внимание мастер уделял воспитанию молодого поколения живописцев.

 

Традиции русского реалистического пейзажа развивали художники Василий Николаевич Бакшеев (1862 — 1958), Витольд Кавтанович Бяльницкий-Бируля (1872 — 1957). Много работал в пейзажном жанре Игорь Эммануилович Грабарь (1871 — 1960) Полон света и воздуха его пейзаж «На озере» (1926). В картине «Разъяснивается» (1928) и в таинственноч «Заводи» (1930) отразилось умение художника передавать неяркую красоту родной природы.




Далее: Монументальная скульптура 1930-х годов

 →  Главная  → Советское искусство: живопись, графика, скульптура   → Советская живопись 1930-х годов  


Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРОбщество «Четыре искусства»Общество «Бубновый валет»Советская живопись 1930-х годовМонументальная скульптура 1930-х годовВеликая Отечественная война в живописиДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»Сергей Васильевич ГерасимовВера Игнатьевна МухинаЛенинградская скульптурная школаСоветская скульптура 1950-1960 годовСоветская живопись 1950-1960 годовПавел Дмитриевич КоринСемен Афанасьевич Чуйков













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта